Василий Великий
(330-379)
Архиепископ Кесарии Каппадокийской.
Церковный писатель, богослов и дипломат.
Один из трех каппадокийских отцов Церкви.
Автор последования Божественной литургии и изобретения иконостаса.
- Создатель правильной, разумной церковной благотворительности.
3
Семья и жизненный путь
Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской.
Воспитанием занимались бабушка Макриния (была ученицей Григория Чудотворца), дед (ревностный христианин), мать Емелия сирота, почитавшая целомудрие и девство, но вышедшея замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей). Отец Василий Старший (адвокат, учитель риторики).
В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом отправился в «центр просвещения» Афины,
Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Богословом, а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником).
Крестился в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет.
Отправляется в странствие по землям Сирии, Палестины и Египта.
В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. В 364 году он был рукоположен во пресвитера епископом своего родного города Евсевием Кесарийским, а в 370 году избран архиепископом Кесарии Каппадокийской.
4
Богословские Труды
«Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем ереси аномеев. Он утверждал, что природа Сына не только не тождественна, но даже и не подобна (греч. ανόμοιος (аномиос), неподобный: отсюда (аномейство) природе Отца. Помимо этого Евномий считал, что наш разум может иметь верное рациональное представление о природе Божества. Возражая Евномию, святой Василий защищал православное учение о Святой Троице
«О Святом Духе». Книга написана доступным, легким языком. В ней Василий доказывает божественную природу Святого Духа
Беседы, или проповеди (гомилии).
«На Шестоднев», комментарий к 1-й главе книги Бытия (9 бесед)
16 бесед на разные псалмы.
Полный комментарий к книге пророка Исайи.
24 проповедь на различные темы, из которых наиболее известно «Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов». В этой проповеди говорится о необходимости и пользе светского образования.
365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно о Святой Троице. Число 365 не случайно, оно имеет символический смысл, соответствуя числу дней в году. Некоторые письма не подлинны: одни составлены из произведений святого Василия, а другие вообще написаны не им, а его друзьями или его братом Григорием Нисским.
«Монашеские правила», пространные и краткие. В них Василий определял монашество не как обособленное движение, а как особую категорию христиан, ведущих определенный образ жизни. Основной идеей «Правил» было избавиться от индивидуалистического понимания монашества. Если человек решил уйти в монашество, он уже не может делать все, что хочет, так же как и мы, живя в миру, подчиняемся правилам человеческого общежития. Для святого Василия монашество представляло не исключительную, но идеальную форму христианской жизни. Его «Правила» чужды всякого формализма и отличаются здравомыслием и человеческой чуткостью
5
Тринитарная терминология
«Три Ипостаси в одной Сущности»
6
«Посему, как в этом подобии, и ясно распознаем различия цветов и не можем различить чувством расстояние от одного цвета до другого, так рассуждай о возможности представлять нечто подобное касательно божественных догматов. Хотя ипостасные свойства, подобно некоему цвету из видимых в радуге, сияют в каждом из исповедуемых во Святой Троице Лиц, однако же в рассуждении естественного свойства невозможно примыслить никакой разности у одного Лица с другим, но при общей сущности в каждом Лице сияют отличительные свойства. Ибо и там, в подобии, одна была сущность, издающая многоцветное это сияние и именно преломляемая в солнечном луче; но цвет явления многовиден»
Василий Великий
Иконостас
Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.
По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий.
Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе.
В настоящее время в православных храмах завеса находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.
7
Литургия Василия Великого
Чинопоследование Литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается десять раз в году.
День памяти Василия Великого 1 (14) января.
Навечерия праздников Рождества Христова и Крещения или в самый день этих праздников, если их навечерия выпадают в субботу или воскресенье.1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста. Великий четверг и Великая суббота на Страстной седмице.
8
Василий Великий совершает проскомидию (фреска)
Создание «Василиады»
Василий Великий создал правильную, разумно поставленную церковную благотворительность.
Близ Кесарии он выстроил целый город благотворительных учреждений. Здесь были и рабочие дома со всевозможными мастерскими, и больницы, и изолированные лепрозории для прокаженных.
9
«Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку».
Василий Великий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.