Концепция обучения
Под концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления (Психология и педагогика, с. 165).
Концепция дидактического энциклопедизма
Я.А. Коменский
Дж. Мильтон
И.Б. Базедов
Цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. Содержание образования перегружено информацией. Для полного освоения содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.
Концепция дидактического формализма
И.Г.Песталоцци
Ф.А.В. Дистервег
Я.В. Давид
Обучение рассматривают как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. Однако невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов (математика и классические языки), без использования других учебных дисциплин.
Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма)
Дж. Дьюи
Г. Кершенштейнер
Обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта». Чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.
Концепция функционального материализма
Винценты Оконь
Интегральная связь познания с деятельностью. В качестве основного критерия для построения учебных дисциплин выбирается «ведущая идея», имеющая мировоззренческое значение. При конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.
Парадигмальная концепция обучения
Г. Шейерль
Учебный материал следует представлять не систематически, а «фокусно», «экземпляристски». Следовательно, нарушается принцип систематичности представления учебного материала.
Кибернетическая концепция обучения
С. И. Архангельский
Е.И. Машбиц
Обучение как процесс передачи и переработки информации. Недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса.
Педагогическая теория
Педагогическая теория — это система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений и которая предписывает, как правильно управлять им (Б.И. Коротяев, С. 6 – 7).
Объяснительно-иллюстративное (ассоциативное) обучение
Я.А. Коменский
Дж. Локк
И.Г. Песталоцци
Обогащение сознания обучающегося образами и представлениями
И.Ф. Гербарт
А. Дистервег
К.Д. Ушинский
Объяснительно-иллюстративное (ассоциативное) обучение
Ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.
Теория базируется на следующих принципах: всякое обучение опирается на чувственное познание — наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод — упражнение. Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащении сознания обучающегося образами и представлениями.
Теория о характере обучения. Опережающее развитие
Лев Семенович Выготский
Обучение, которое учитывало бы «зону ближайшего развития» личности, т.е. ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя.
Теория поэтапного формирования умственных действий
Петр Яковлевич Гальперин
Нина Федоровна Талызина
1 этап
2 этап
4 этап
3 этап
5 этап
6 этап
Формирование мотивационной основы действия
Составление схемы ООД
Действие в материальной (материализованной) форме
Формирование действия как внешнеречевого
Формирование действия в «речи про себя»
Выполнение действия в умственном плане
Проблемное обучение
Дж. Дьюи
В. Оконь
И.Я. Лернер
М.Н. Скаткин
Уровень | Роль учителя | Роль ученика |
Проблемное изложение | Активная | Пассивная |
Частично-поисковый | Активно-пассивная | |
Исследовательский | Пассивная | Активная |
Уровни проблемного обучения
Проблемное обучение
Педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность детей по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Дистанционное обучение
- обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удалённые друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется, в основном, с помощью технологий и ресурсов сети Интернет
- целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающихся с преподавателем, со средствами ИКТ и между собой
Преимущества дистанционного обучения перед очным
- оперативные
- информационные
- коммуникационные
- педагогические
- психологические
- экономические
- эргономические
Признаки дистанционного обучения
- физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся на большую часть учебного процесса
- использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов
- обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками
- продуктивный характер образовательного процесса, то есть получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве электронной образовательной среды
Принципы дистанционного обучения
Общедидактические принципы:
- соответствие дидактического процесса закономерностям учения
- ведущая роль теоретических знаний
- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций образования
- стимуляция и мотивация положительного отношения к учебе
- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении
- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя
- системность и последовательность в обучении
- доступность
- прочность овладения содержания обучения
Принципы дистанционного обучения
Дополнительные принципы:
- Продуктивная ориентация обучения
- Индивидуализация дистанционного обучения (гуманистический принцип)
- Открытость содержания образования и учебного процесса
- Приоритет деятельностного содержания перед информационным
- Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий
- Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся
Принципы дистанционного обучения
- Деятельностные критерии оценки
- Целесообразность применения новых информационных технологий
- Безопасность (защита секретной информации, предотвращение распространения ложной информации, исключение недобросовестности и фальсификации обучения и др.)
- Опережающее образование
- Стартовый уровень образования
- Выбор содержания образования (соответствие нормативным требованиям Госстандарта РФ)
Организационные формы дистанционного обучения
Лекции – без живого общения с преподавателем, но зато более наглядные (благодаря мультимедиа, виртуальной реальности и т.д.), возможно слушать в любое время и на любом расстоянии, не надо конспектировать материал
Семинары – активная форма учебных занятий (с помощью видеоконференций) – можно войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Увеличивается количество взаимодействий обучающихся меду собой. Преподаватель – равноправный партнер. Оценивается активность как отражение степени усвоения материала
Организационные формы дистанционного обучения
Консультации – форма руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины (используется телефон и электронная почта)
Лабораторные работы – использование имитационного моделирования, мультимедиа-технологий, виртуальной реальности
Контроль ДО – проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Наиболее популярен тест
Тьюториал – последовательно организованные консультации, специфическая организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателем (присутствует очный компонент)
Типы дистанционного обучения
«Школа – Интернет»: Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удалённой от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях
«Школа – Интернет – Школа»: Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах
Типы дистанционного обучения
«Ученик – Интернет – Учитель»: Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удалённый от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углублённое изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий – дистанционные курсы, семинары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической позиции учителя и используемых программ
Типы дистанционного обучения
«Ученик – Интернет – Центр»: Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей
«Ученик – Интернет – …»: Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких. Разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведение, или родители ученика
Объекты использования для ДО и программированного обучения
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой отдельные цифровые содержательные модули, поддерживающие изучение какого-либо фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой – наборы цифровых образовательных ресурсов (иллюстрации, портреты, анимации, музыкальные фрагменты, карты, интерактивные задания и т.п.) к действующим учебникам из федерального комплекта
Объекты использования для ДО и программированного обучения
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) – это разновидности электронных учебных материалов. Помимо традиционного «бумажного» сопровождения, они включают в себя и электронный компонент, охватывающий совокупность учебных тем, изучаемых в рамках базовой или дополнительной дисциплины для соответствующего возрастного уровня. Важной особенностью этого типа электронных учебных материалов является наличие в них некоего инновационного потенциала, позволяющего существенным образом повысить качество образовательного процесса
Объекты использования для ДО и программированного обучения
К информационным источникам сложной структуры (ИИСС) относятся различного рода информационные объекты, отражающие лишь часть (аспект) какого-либо базового учебного курса. Как правило, они представляют собой дополнительный или справочный материал, но в содержательном плане носят комплексный и интегративный характер. При этом, однако, они совершенно не обязательно должны быть привязаны к конкретному учебнику
ИИСС
ИИСС первого типа – это цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области); учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки, понять, в чем состоит ее передний край, какие разработки ведут ученые данной области
ИИСС второго типа – это цифровые энциклопедии, определители животных, растений, горных пород, сложные интерактивные модели
ИИСС третьего типа – это виртуальные лаборатории, тренажеры, образовательные среды
Программированное обучение
Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха (в учении), но следует делать так, чтобы он достигал его возможно чаще.
Квинтилиан (римский оратор и теоретик ораторского искусства),
«Наставление в ораторском искусстве»
Программированное обучение
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. XX века (1954 г.) американским психологом Б. Ф. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.
По мнению С. Пресси, машина должна:
повторять каждый вопрос или проблему до тех пор, пока обучающийся не найдет правильный ответ;
информировать его о правильности ответа;
предъявлять последовательно вопросы до тех пор, пока не будет закончен урок;
те вопросы, на которые даются правильные ответы, в дальнейшем не предъявлять.
Требования к организации обучения (по Скиннеру) :
Учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».
Учащийся должен не только воспринимать учебный материал, но и оперировать им.
Перед тем как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.
Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), подсказок, побуждений и т.д.
Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь.
Законы научения по Скиннеру
- Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот
- Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее
- Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в его индивидуальном, специфическом состоянии
Программированное обучение
Н. Краундер
1 → 2 → 3
информация упражнение контроль
Шаг 1
Шаг 2
1→2→3
Правильный ответ
Неправильный ответ
1а → 2а → 3а
1б → 2б → 3б
Неправильный ответ
Неправильный ответ
Правильный ответ
Правильный ответ
и т. д.
и т. д.
Достоинства программированного обучения
позволяет установить прочную обратную связь;
развивает самостоятельность обучающихся;
открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме;
обеспечивает твердое и правильное усвоение учебного материала.
Недостатки программированного обучения:
не использует положительные стороны группового обучения;
не способствует развитию инициативы учащихся;
с его помощью можно обучить лишь несложному материалу;
не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете;
не вскрывает самого хода научения, не позволяет проследить динамику усвоения;
имеет ограничения в применении, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.
Проектное обучение
Проектное обучение
Джон Дьюи
Эдуард Ли Торндайк
2-я половина XIX века, США
Уильям Хелд Килпатрик
«Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе», (1925).
«Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур?»
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Основные принципы проектирования
- добровольность
- учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся
- учет региональной специфики
- интеграция учебной и внеклассной деятельности
- системность
Выход проектной деятельности
Альбом, анализ данных социологического опроса, атлас, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, гербарий, журнал, законопроект, игра, инсценировка литературного произведения, карта, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, система школьного самоуправления, сказка, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, сценарий, фотоальбом, чертеж, экскурсия
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Типы проектов
Исследовательские
Творческие
Ролевые или игровые
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Практико-ориентировочные
Стадии разработки проекта
Организационный.
Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
Работа над проектом.
Подведение итогов, оформление результатов.
Презентация проекта.
Рефлексия.
Объемы учебных проектов
По времени:
Недостатки проектного обучения
низкая мотивация преподавателей; и учащихся;
недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Достоинства проектного обучения
в центре внимания — учащийся;
образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося;
индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию физиологических и психических функций учащегося;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Критерии оценки проекта
- актуальность и важность поставленных проблем
- социальная значимость проблемы
- самостоятельность разработки проекта
- новизна и неординарность подхода
- оригинальность предложений
- реалистичность, экономичность
- перспективность
- результаты, прогнозы (согласно собственному видению)
Возможные эффекты проектирования (на примере обществоведческого образования)
Обучающий: знание новых теорий, понятий и др.
Воспитательный: воспитание толерантного отношения к представителям других этносов, религий, уважения к собственной культуре и культурам других народов; развитие активной социальной, политической позиции
Институциональный: появление органов школьного самоуправления, учебных научных обществ, социологических лабораторий
Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса
Развивающее обучение
Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Лев Семенович Выготский
30-е гг. ХХ века
Подходы к развивающему обучению
К. Коффка
Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием.
Подходы к развивающему обучению
К. Коффка
Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием.
Л.С. Выготский
Л.С. Выготский
Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.
Выготский Л.С.: «Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными».
Оптимизация обучения
Теория оптимизации обучения – научно обоснованный выбор и осуществление варианта обучения, который рассматривается с точки зрения успешности решения задач развития, образования и воспитания учащихся.
Юрий Константинович Бабанский
Дидактическая система
Дидактическая система — это организованная педагогическая система, которую представляют взаимосвязанные элементы:
образовательные цели;
содержание образования и обучения;
обучающиеся и их личностные характеристики;
обучающие и автоматизирующие средства;
организационные формы совместного труда обучающих и обучающихся и дидактические процессы (модели обучения) как способы реализации целей и педагогического процесса в целом.
Виды дидактических систем
Вид ДС | Суть ДС |
Традиционная | Доминирующую роль играет преподавание, деятельность педагога |
Педоцентристская | Главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребёнка. |
Современная | Исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют деятельность обучения, а их дидактическое отношение является предметом дидактики. |
Распределите ответы по группам
Обучение сводится к спонтанной деятельности детей.
Обучение понимается как взаимосвязанная деятельность преподавания – учения, в которой преподаватель опирается на активность ученика.
Учение сводится к передаче готовых знаний учащимся.
Структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до её решения.
Процесс обучения строится адекватно тому, чтобы сформировать систему знаний и обеспечить развитие личности.
Структуру процесса обучения образуют: сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.
Правильный ответ
Традиционная | Учение сводится к передаче готовых знаний учащимся |
Педоцентристская | Обучение сводится к спонтанной деятельности детей |
Современная | Обучение понимается как взаимосвязанная деятельность преподавания – учения, в которой преподаватель опирается на активность ученика |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.