Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, отклонение от нормы; «графо» - писать, изображать)
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме
Речевая симптоматика дисграфии
Младшие школьники
Множество грамматических ошибок;
Не используют заглавные буквы, знаки препинания, плохой почерк;
Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве;
Путают похожие по начертанию буквы;
Пишут медленно, неровно; если не в настроении, то почерк расстраивается окончательно
Средние и старшие школьники
Используют при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, допуская грубые ошибки;
Нередко отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания;
У детей развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе находятся в изоляции
Неречевая симптоматика дисграфии
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:
Зрительного анализа и синтеза
Пространственных представлений
Слухопроизносительной дифференциации звуков речи
Фонематического, слогового анализа и синтеза
Лексико-грамматического строя речи
Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы
На что нужно обратить особое внимание
Если ребёнок левша;
Если ребёнок – переученный левша;
Если ребёнок посещал логопедическую группу;
Если в семье говорят на двух или более языках;
Если ребёнок слишком рано пошёл в школу;
Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием;
Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о,е-з, д-у;
Ошибки, вызванные нарушенным произношением;
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль;
Пропуски букв, слогов, недописывание слов
Дизорфография
Это стойкая неспособность освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил)
«…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией».
А.Н. Корнев
Несколько советов родителям
Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов;
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок;
Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех,вселяйте в него уверенность.
Список использованной литературы:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ М.:Просвещение,2004
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ М.: Владос, 1997
Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей/ М., 1995
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе/ М.,2007
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей/ М., 1994
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.