Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, отклонение от нормы; «графо» - писать, изображать)
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме
Причины дисграфии
Наследственная предрасположенность;
Биологические и социальные факторы;
Функциональные причины (внешние и внутренние);
Органическое повреждение зон головного мозга
Речевая симптоматика дисграфии
Младшие школьники
Множество грамматических ошибок;
Не используют заглавные буквы, знаки препинания, плохой почерк;
Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве;
Путают похожие по начертанию буквы;
Пишут медленно, неровно; если не в настроении, то почерк расстраивается окончательно
Средние и старшие школьники
Используют при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, допуская грубые ошибки;
Нередко отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания;
У детей развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе находятся в изоляции
Неречевая симптоматика дисграфии
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:
Зрительного анализа и синтеза
Пространственных представлений
Слухопроизносительной дифференциации звуков речи
Фонематического, слогового анализа и синтеза
Лексико-грамматического строя речи
Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы
Механизм дисграфии
Виды слуха:
На что нужно обратить особое внимание
Если ребёнок левша;
Если ребёнок – переученный левша;
Если ребёнок посещал логопедическую группу;
Если в семье говорят на двух или более языках;
Если ребёнок слишком рано пошёл в школу;
Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием;
Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о,е-з, д-у;
Ошибки, вызванные нарушенным произношением;
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль;
Пропуски букв, слогов, недописывание слов
Дизорфография
Это стойкая неспособность освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил)
«…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией».
Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии
Упражнение «Корректурная правка»
Упражнение «Пишем вслух»
«Вглядись и разберись»
«Пропущенные буквы»
«Лабиринты»
Несколько советов родителям
Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов;
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок;
Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех,вселяйте в него уверенность.
Спасибо за ВНИМАНИЕ
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка
Любое нарушение речи отражается на интеллекте ребёнка и на уровне егообщего развития
Список использованной литературы:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ М.:Просвещение,2004
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ М.: Владос, 1997
Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей/ М., 1995
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе/ М.,2007
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей/ М., 1994
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.