Дислексия
Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Процесс чтения
Зрительное восприятие букв;
Различение и узнавание букв;
Соотнесение букв с соответствующими звуками;
Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание;
Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.
Процесс чтения
Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением;
Смысловая сторона.
Понимание читаемого определяется характером восприятия.
ЭТАПЫ формирования навыка чтения
Овладение звуко-буквенными обозначениями;
Послоговое чтение;
Становление синтетических приёмов чтения;
Синтетическое чтение.
УСЛОВИЯ успешного овладения навыком чтения
1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны:
Произношения;
Дифференциации фонем;
Фонематического анализа и синтеза.
2.Лексико-грамматического анализа и синтеза;
3.Лексико-грамматического строя речи;
4.Достаточное развитие пространственных представлений;
5.Зрительного анализа, синтеза.
ПРИЧИНЫ дислексии
1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость мозговых структур в его отдельных зонах);
2.Наличие патологических факторов (их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период);
Патология беременности и родов;
Асфиксия;
«Цепочка» детских инфекций;
Травмы головы.
3. Органические поражения зон головного мозга;
4.Социальные факторы;
Функциональные причины
Длительные соматические заболевания;
Неправильная речь окружающих;
Двуязычие;
Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых;
Дефицит речевых контактов
Расстройства чтения наблюдается у детей:
С минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
С задержкой психического развития (ЗПР);
С тяжёлыми нарушениями устной речи (ТНР);
С церебральными параличами;
С нарушениями слуха;
У детей с интеллектуальной недостаточностью.
Симптоматика дислексии
1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.);
2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова;
3.Искажения звуко-слоговой структуры слова :
пропуски согласных при стечении;
согласных и гласных при отсутствии стечения;
добавлениях;
перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Симптоматика дислексии
4.Нарушения понимания прочитанного;
5.Аграмматизмы при чтении:
нарушения падежных окончаний;
согласования существительного и прилагательного;
окончаний глаголов; и др.
ОПАСНОСТИ
Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как
неуверенность в себе;
робость;
тревожную мнительность;
озлобленность;
агрессивность;
Склонность к негативным реакциям.
ЛИТЕРАТУРА
Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой,
Москва, «Просвещение», 1989г.
Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников,
С.-Петербург, «Союз», 1998г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.