Презентация для консультации с родителями Трудности при овладении навыком чтения, их преодоление

  • ppt
  • 02.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТРУДНОСТИ ПРИ ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.ppt

«Трудности при овладении навыком чтения, их преодоление

Дислексия

Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Чтение

Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы:

Процесс чтения

Зрительное восприятие букв;
Различение и узнавание букв;
Соотнесение букв с соответствующими звуками;
Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание;
Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.

Процесс чтения

Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением;
Смысловая сторона.
Понимание читаемого определяется характером восприятия.

ЭТАПЫ формирования навыка чтения

Овладение звуко-буквенными обозначениями;
Послоговое чтение;
Становление синтетических приёмов чтения;
Синтетическое чтение.

УСЛОВИЯ успешного овладения навыком чтения

1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны:
Произношения;
Дифференциации фонем;
Фонематического анализа и синтеза.
2.Лексико-грамматического анализа и синтеза;
3.Лексико-грамматического строя речи;
4.Достаточное развитие пространственных представлений;
5.Зрительного анализа, синтеза.

ПРИЧИНЫ дислексии

1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость мозговых структур в его отдельных зонах);
2.Наличие патологических факторов (их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период);
Патология беременности и родов;
Асфиксия;
«Цепочка» детских инфекций;
Травмы головы.
3. Органические поражения зон головного мозга;
4.Социальные факторы;

Функциональные причины

Длительные соматические заболевания;
Неправильная речь окружающих;
Двуязычие;
Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых;
Дефицит речевых контактов

Расстройства чтения наблюдается у детей:

С минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
С задержкой психического развития (ЗПР);
С тяжёлыми нарушениями устной речи (ТНР);
С церебральными параличами;
С нарушениями слуха;
У детей с интеллектуальной недостаточностью.

Симптоматика дислексии

1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.);
2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова;
3.Искажения звуко-слоговой структуры слова :
пропуски согласных при стечении;
согласных и гласных при отсутствии стечения;
добавлениях;
перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

Симптоматика дислексии

4.Нарушения понимания прочитанного;
5.Аграмматизмы при чтении:
нарушения падежных окончаний;
согласования существительного и прилагательного;
окончаний глаголов; и др.

ОПАСНОСТИ

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как
неуверенность в себе;
робость;
тревожную мнительность;
озлобленность;
агрессивность;
Склонность к негативным реакциям.

ЛИТЕРАТУРА

Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой,
Москва, «Просвещение», 1989г.

Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников,
С.-Петербург, «Союз», 1998г.