Презентация Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

  • pptx
  • 16.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.pptx

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на основе текстов учебника Spotlight 7

Цитаты и определения

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А. Леонтьев
(филолог, лингвист, автор монографии
«Язык, речь, речевая деятельность»)

Читательская грамотность –

способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
(Из материалов исследования ПИЗА)

Отличительные особенности заданий на формирование читательской грамотности

Аутентичность

Разнообразие жанров и типов текста

Методы конкретных ситуаций

Задания близки к реальным проблемным ситуациям

Проверяют читательские умения

Взяты из жизни

Имитируют внешкольные ситуации

Создают цель чтения

Создают контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст

Умения читательской грамотности

Выделяют три группы читательских умений:

Ориентация в содержании текста 
Преобразование и интерпретация текста 
Оценка информации 
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

Форматы текстов

Сплошные тексты. (Последовательность подчеркивается нумерацией, числительными)
Несплошные тексты
(таблицы, диаграммы, объявления, расписания)
Смешанные тексты
(совмещают сплошные и несплошные )
Составные тексты
(несколько текстов разных по формату, но одинаковых по теме)

1 группа

Модуль

2 Extensive reading

1

Тема

Кентервильское
приведение

2

Формат текста

Сплошной

3

Группа читательских умений

Ориентация в содержании текста 

4

Стратегии

Ознакомительное чтение
(понимание основного содержания текста)

5

Формируемые умения

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста

1 группа

Модуль

7b

1

Тема

DVD-мания

2

Формат текста

Сплошной

3

Группа читательских умений

Преобразование и интерпретация текста 

4

Стратегии

Ознакомительное чтение
(понимание основного содержания текста)

5

Формируемые умения

- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур.

1 группа

Модуль

1

Тема

На вершине рейтингов популярности!

2

Формат текста

Сплошной

3

Группа читательских умений

Преобразование и интерпретация текста 

4

Стратегии

Ознакомительное чтение (понимание основного содержания текста)

5

Формируемые умения

вычленять причинно-следственные связи в тексте;
- интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим опытом на основе его информационной переработки.

2 группа

Модуль

1d

1

Тема

Достопримечательности Британских островов

2

Формат текста

Несплошной

3

Группа читательских умений

Ориентация в логико-смысловой структуре текста

4

Стратегии

Просмотровое чтение

5

Формируемые умения

— устанавливать логическую последовательность основных фактов текста
-определять тему, основное содержание текста по заголовку

2 группа

Модуль

4e

1

Тема

Телевизионные программы

2

Формат текста

Несплошной

3

Группа читательских умений

Преобразование и интерпретация текста 

4

Стратегии

Просмотровое чтение

5

Формируемые умения

- интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим опытом, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.

3 группа

Модуль

8 extensive reading

1

Тема

Пищевая цепочка

2

Формат текста

Смешанный

3

Группа читательских умений

Оценка информации

4

Стратегии

Изучающее

5

Формируемые умения

- кратко и логично излагать содержание текста;
- анализировать структуру и смысл отдельных частей текста

3 группа

Модуль

9b

1

Тема

«Чем могу помочь?»

2

Формат текста

Смешанный

3

Группа читательских умений

Преобразование и интерпретация текста 

4

Стратегии

Изучающее (с полным пониманием информации текста)

5

Формируемые умения

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста

3 группа

Модуль

3

1

Тема

Дети во времена королевы Виктории

2

Формат текста

Смешанный

3

Группа читательских умений

Ориентация в содержании текста 

4

Стратегии

Изучающее чтение

5

Формируемые умения

- Оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;
-Интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим
опытом.

4 группа

Модуль

1

Тема

Дорога славы

2

Формат текста

Составной

3

Группа читательских умений

Оценка информации

4

Стратегии

Изучающее (с полным пониманием информации текста)

5

Формируемые умения

-прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;

4 группа

Модуль

6а.

1

Тема

«Веселье начинается!»

2

Формат текста

Составной

3

Группа читательских умений

Оценка информации

4

Стратегии

Поисковое

5

Формируемые умения

-прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;

Трудности в формировании читательской грамотности средствами предмета

Недостаток подходящих текстов в учебниках;
Недостаток заданий к текстам;
Языковой уровень учащихся;
Неумение разглядеть за формулировкой задания его цель (какое умение оно должно формировать);
Направленность на формат экзамена – оценивание, а не формирование >>> бедность типов заданий;
«Плотная» программа, учебник

The man who doesn't read good books has no advantage over the man who can't read them.
 Марк Твен
There is no such thing as a moral or an immoral book. Books are well written or badly written.
Оскар Уайльд