Цитаты и определения
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А. Леонтьев
(филолог, лингвист, автор монографии
«Язык, речь, речевая деятельность»)
Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
(Из материалов исследования ПИЗА)
Отличительные особенности заданий на формирование читательской грамотности
Аутентичность
Разнообразие жанров и типов текста
Методы конкретных ситуаций
Задания близки к реальным проблемным ситуациям
Проверяют читательские умения
Взяты из жизни
Имитируют внешкольные ситуации
Создают цель чтения
Создают контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст
Выделяют три группы читательских умений:
Ориентация в содержании текста
Преобразование и интерпретация текста
Оценка информации
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
Форматы текстов
Сплошные тексты. (Последовательность подчеркивается нумерацией, числительными)
Несплошные тексты
(таблицы, диаграммы, объявления, расписания)
Смешанные тексты
(совмещают сплошные и несплошные )
Составные тексты
(несколько текстов разных по формату, но одинаковых по теме)
1 группа
№ | Модуль | 2 Extensive reading |
1 | Тема | Кентервильское |
2 | Формат текста | Сплошной |
3 | Группа читательских умений | Ориентация в содержании текста |
4 | Стратегии | Ознакомительное чтение |
5 | Формируемые умения | - устанавливать логическую последовательность основных фактов текста |
1 группа
№ | Модуль | 7b |
1 | Тема | DVD-мания |
2 | Формат текста | Сплошной |
3 | Группа читательских умений | Преобразование и интерпретация текста |
4 | Стратегии | Ознакомительное чтение |
5 | Формируемые умения | - оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур. |
1 группа
№ | Модуль | 7с |
1 | Тема | На вершине рейтингов популярности! |
2 | Формат текста | Сплошной |
3 | Группа читательских умений | Преобразование и интерпретация текста |
4 | Стратегии | Ознакомительное чтение (понимание основного содержания текста) |
5 | Формируемые умения | вычленять причинно-следственные связи в тексте; |
2 группа
№ | Модуль | 1d |
1 | Тема | Достопримечательности Британских островов |
2 | Формат текста | Несплошной |
3 | Группа читательских умений | Ориентация в логико-смысловой структуре текста |
4 | Стратегии | Просмотровое чтение |
5 | Формируемые умения | — устанавливать логическую последовательность основных фактов текста |
2 группа
№ | Модуль | 4e |
1 | Тема | Телевизионные программы |
2 | Формат текста | Несплошной |
3 | Группа читательских умений | Преобразование и интерпретация текста |
4 | Стратегии | Просмотровое чтение |
5 | Формируемые умения | - интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим опытом, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки. |
3 группа
№ | Модуль | 9b |
1 | Тема | «Чем могу помочь?» |
2 | Формат текста | Смешанный |
3 | Группа читательских умений | Преобразование и интерпретация текста |
4 | Стратегии | Изучающее (с полным пониманием информации текста) |
5 | Формируемые умения | - устанавливать логическую последовательность основных фактов текста |
3 группа
№ | Модуль | 3 |
1 | Тема | Дети во времена королевы Виктории |
2 | Формат текста | Смешанный |
3 | Группа читательских умений | Ориентация в содержании текста |
4 | Стратегии | Изучающее чтение |
5 | Формируемые умения | - Оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур; |
Трудности в формировании читательской грамотности средствами предмета
Недостаток подходящих текстов в учебниках;
Недостаток заданий к текстам;
Языковой уровень учащихся;
Неумение разглядеть за формулировкой задания его цель (какое умение оно должно формировать);
Направленность на формат экзамена – оценивание, а не формирование >>> бедность типов заданий;
«Плотная» программа, учебник
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.