«Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков» Подготовила: Бродяная А.А., практический психолог
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АНТРАЦИТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9»
ЗАДАЧИ: 1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны; 2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми; 3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющегося поведения.
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но оно есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:
бродяжничество
попрошайничество
тунеядство
нежелание учиться
употребление наркотиков
употребление спиртных напитков
токсикомания
раннее начало половой жизни
хулиганство
курение
повышенная агрессия
жестокость
вандализм
воровство
участие в криминальных группах
суицидальное поведение
наличие судимости
приводы в милицию
пребывание на учете в КДН
Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
Трудный ребёнок – это ребёнок, который:
- не идёт на контакт с родителями;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся и издевается над другими детьми;
- мешает проведению уроков;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия;
- постоянно обманывает, ворует;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Мелкое хулиганство; Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.Побеги из дому;Систематические пропуски в школе;Агрессивное поведение;Ложь;Вымогательство;Настенные надписи и рисунки непристойного характера;Ненормативная лексика
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.Курение;Токсикомания;Наркомания;Вскрытие вен,Алкоголизм,Суицид.
СемьяИнтеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Школа Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;- Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;- Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми;- В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.
Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений; Факторы риска, формирующие девиантное поведение;Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.
Методы воздействия и помощи девиантному подростку:при нарушении в обучении – оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи, дифференцированный подход в обучении, наблюдения, диагностика;при нарушении в поведении – индивидуальная работа классного руководителя с ребенком и его родителями, беседы, практикумы, создание комфортных условий ребенку в коллективе, формирование устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе (включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки дополнительного образования, помощь психолога);при нарушении в общении – проведение классных часов и бесед;при нарушении в самосознании – создание ситуации успеха, формирование навыков ответственного поведения, трудовых навыков (включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, трудовые десанты, спортивные мероприятия).В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.
при нарушении в поведении
Алгоритм действий: - Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;- Анализ полученных данных; выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя»;- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса; - Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.