Презентация к мастер - классу "Формирование универсальных учебных действий на уроках"

  • pptx
  • 06.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация1.pptx

Формирование УУД на уроках

Курбатова Г.А.

в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

в узком значении
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действия

Виды универсальных учебных действий

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Удивляй!
Описание приема
Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Поэтому учитель удивляет, чтобы вызвать познавательный интерес
Этап урока, когда надо применять
Организационный момент, объявление темы урока
Пример применения
Урок географии.
Учитель задает вопрос ученикам:
1. Как изменился бы климат России, если бы Уральские горы «выросли» на один километр?
Как сформировать УУД
УУД
3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта
Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД
Алгоритм наблюдения:
1. Определите высоту Уральских гор.
2. Определите климатические особенности местности.
3. Сформулируйте предположение, как повлияет высота гор на течение воздушных масс, климат местности

Философы
Описание приема
Ученики лучше подготовят реферат или запомнят любой материал, если его разложить на семь единиц. Этими единицами могут быть философские категории:
• особенности;
• общее;
• единичное;
• содержание;
• форма;
• явление;
• сущность.
В зависимости от особенностей и сложности материала учитель может выделить другие категории. Побеждает ученик, который полностью справился с заданием. Конспект обсуждают все ученики в классе
Этап урока, когда надо применять
Работа с текстом
Пример применения
Урок литературы в 11-м классе
Тема: «Художественные особенности творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой». Учитель предлагает ученикам сопоставить стихи Цветаевой и Ахматовой по 7 категориям.
Стихи на анализ:
1. «Клонится, клонится лоб тяжелый...» и «Сжала руки под темной вуалью»

Как сформировать УУД
УУД

2.1.27. Составлять реферат по определенной форме

Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД
Инструкция:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте таблицу-конспект по теме «Художественные особенности творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой».
3. В таблицу включите разделы:
o «Особенности стихов двух авторов»;
o «Общее в поэзии»;
o Единичное или индивидуальное в поэзии»;
o «Содержание стихов»;
o «Форма: стихотворный размер и ритм».
4. На основе таблицы-конспекта сформулируйте темы рефератов для себя и пять тем для своих одноклассников.
5. Составьте план своего реферата и рефератов для одноклассников.
6. Расскажите о творчестве поэтов в соответствии с темой реферата и планом, которые сформулировали для себя, а также с помощью таблицы-конспекта

Слепой капитан
Описание приема
Ученики каждого ряда выбирают себе капитанов, завязывают глаза, и те, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, выполняют задание
Этап урока, когда надо применять
Изучение нового
Пример применения
Урок окружающего мира . Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза. Капитаны, руководствуясь подсказками только своего ряда, они выполняют учебные задания:
вытянуть билетик с заданием для всего ряда (или команды);
Найти предмет (учебник, таблицу, муляж).
На ощупь отгадать муляж, учебное пособие, макет и рассказать о нем все, что знаешь.
Как сформировать УУД
УУД
1.24. Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения
Что делают учитель и ученики на уроке
Деятельность учителя
Учитель предлагает ученикам выбрать капитанов и следить за тем, чтобы те выполняли указания команды
Деятельность учеников
Ученики каждого ряда выбирают себе капитанов, завязывают глаза, и те, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, выполняют задание

Решение ситуационных задач
Описание приема
Ситуационные задачи – это задачи, которые позволяют учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Ситуационная задача носит практико-ориентированный характер, а для ее решения необходимо конкретное предметное знание.
Такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательный элемент задачи – проблемный вопрос, который учитель формулирует таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ
Этап урока, когда надо применять
Самостоятельное творческое использование сформированных компетенций
Пример применения
Урок биологии. Ситуационная задача «Плесень правит миром!?».
Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных.
В начале XX века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это предложение правильным?

Как сформировать УУД
УУД
3.6.1. Определять проблемы, то есть устанавливать несоответствие между желаемым и действительным
Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД
Задания для учеников:
1. Найдите информацию в учебнике о плесени (на карточках, в дополнительных материалах…).
2. Вспомните и напишите, где вы встречали плесневые грибы?
3. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между особенностями жизнедеятельности и широким распространением плесени.
4. Предложите способ, который позволит сохранить продукты питания, вещи от заражения плесенью.
5. Классифицируйте плесневые грибы по различным признакам.
6. Ответьте на вопрос: «Было ли предложение ученых об уничтожении плесени правильным?». Обоснуйте свой ответ
Что делают учитель и ученики на уроке
Деятельность учителя
Учитель дает задание ученикам и контролирует правильность его выполнения, организует дискуссию по решению ситуационной задачи
Деятельность учеников
Ученики следуют инструкции учителя, решают ситуационную задачу, работают с текстовым материалом, делают выводы

Ванька-встанька
Описание приема
Педагог зачитывает несколько утверждений, основываясь на новом учебном материале. С учениками заранее обговаривает, что если ученики не согласны с утверждением, то они встают с мест. Учитель чередует верные и ложные утверждения, что помогает ученикам оставаться работоспособными, внимательными, при этом – обобщить новую информацию
Этап урока, когда надо применять
SMART-физкультминутки (разминки на анализ учебного содержания), рефлексия
Пример применения
Урок русского языка.
Тема «Причастие»
Варианты утверждения:
1. В слове «кованый» - две НН.
2. В причастном обороте всегда ставятся запятые.
3. Причастие всегда образовывается от глагола.
4. Существуют только действительные причастия.
5. Суффикс «вш» стоит только в прошедшем времени
Как сформировать УУД
УУД
2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики

Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД
Инструкция:
1. Прослушайте утверждения.
2. Если не можете согласиться с утверждением, встаньте со своего места.
3. Если согласны, то оставайтесь на месте
Что делают учитель и ученики на уроке
Деятельность учителя
Учитель зачитывает утверждения и оценивает реакцию учеников
Деятельность учеников
Ученики выслушивают утверждения и выполняют обговоренные заранее действия в случае, если согласны с утверждением или не согласны с ним.

Спасибо за работу!