Презентация к мастер-классу "Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

  • pptx
  • 01.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Технологиясмыслового чтения как инструмент формирования нравственности1.pptx

Мастер - класс: «Технология смыслового чтения»

Автор:
Бреусова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационная категория

2019 год

МБОУ «СОШ №8 г. Горно-Алтайска»

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения 
3. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом до чтения

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Приемы предтекстовой деятельности

«Мозговой штурм»
«Глоссарий»
«Ориентиры предвосхищения»
«Предваряющие вопросы»
«Рассечения вопросов».

2. Работа с текстом во время чтения 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Приемы текстовой деятельности

«Чтение вслух»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Чтение про себя с пометкой»

3. Работа с текстом после чтения

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности

«Отношения между вопросом и ответом»
«Тайм-аут»
«Проверочный лист»
«Вопросы после текста»

Антиципация – предвосхищение, предугадывание

Затесь – стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.
Затеси – отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.

Записка


«На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Диалог с автором через текст

Собственность –материальные ценности, имущество, принадлежащее кому-нибудь, или находящееся в полном распоряжении кого-нибудь.
Мать – любая женщина по отношению к своим детям



Интерпретация


Как бы Вы поступили с сыном этой матери?

Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности

Авторская позиция

      Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности

Тяжелый грех мы на душу берем,
Когда родителей по жизни забываем.
Уйдут они – назад их не вернем,
И никогда себя не оправдаем.