Кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?
Не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения.
Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима.
Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».
«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.
В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически».
Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.
К чему иногда сводится родительская забота о детях?
Только к тому, чтобы сыты были и одеты.
В итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.
Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растёт число разводов.
Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции.
Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.
Блиц-интервью
Варианты незаконченных предложений:
«Мое самое большое желание-…»
«Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
«В моей семье исключено…»
«Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
«Особенно меня раздражает то, что…»
«В нашей семье под запретом…»
«Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
«Счастливая семья-это…»
Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций.
Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.
На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:
до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное…
Виды конфликтов | Способы разрешения |
Непонимание друг друга | Единство требований отца и матери |
Нежелание пойти на компромисс | Значимость похвалы |
Чрезмерная забота родителей о ребенке | Общая трудовая деятельность |
Разногласие родителей по вопросам воспитания | Разделение моральных и материальных благ |
Отношения детей с товарищами | Уважение к друзьям |
Чрезмерная строгость к ребенку | Толерантное отношение к ребенку |
Памятка «Как относится к своему ребенку»
Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейном коллектива.
Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
Не балуй его и не делай за него то, что он может сделать сам.
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
«Если бы меня спросили, какое воспитание хуже-авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже-непоследовательное воспитание» (А.В.Петровский, академик, доктор психологических наук)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.