Актуальность
Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа. Мордовский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет мордовский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
Большая часть мордвы - православные, реже - молокане, лютеране и старообрядцы. Несмотря на это, как и у других народов центральной и южной частей России, культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину.
Обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. По мнению некоторых учёных, задолго до крещения у мордвы появился праздник "роштовань кудо". К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась "магическими" обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер…
А на Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.
С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом "калядань-чи" мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский - день коляды). Этот день ассоциировался и у эрзя, и у мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования "калядань-чи" дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян "калядань прякат", а у мокшан – "пярякат".
На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные. Основное гуляние происходило на масленичной горе — масла панда (м.), мастя пандо (э.). Здесь катались с гор, играли.
В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.
Великий праздник для мордвы, как и всех православных христиан - Пасха (Очи ши-Божий день) – светлый, большой день, готовились к ней задолго, закупали продукты, ставили бражку. В этот праздник мордва устраивала поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла. Для этого ходили всей семьей на кладбище. Затем приглашали умерших родичей домой, «помыться» в бане и «поесть». Зажигали атянь штатол (свечу предков), который имелся в каждом роду. Возле него клали атянь шапку (шапку предков), в которую клали в дар покойным деньги и крашенные яйца.
Следующий праздник Акша Келу. «Акша келу» — «Белая берёза», праздник в день Святой Троицы. Дома украшали берёзовыми веточками, пекли национальное мордовское блюдокавришки-блины из пшенной крупы. Девушки плетут венки, все одевают национальный костюм. В конце празднования все желают друг другу счастья, благополучия. Современное «Акша келу» — массовое народное гулянье, на которое съезжаются земляки со всех концов России.
В последующее после Троицы воскресенье мордва проводила игрища: детей возили на ярмарку и покупали им народные игрушки, сладости. Катали их на каруселях. Взрослые соревновались в пение частушек и песен. Мордва молили богов о сохранности урожая, о здоровье людей и животных.
Июль – самый жаркий летний месяц. Наступает время созревания хлебов. В июле обычно начинают косить и заготавливать на зиму сено для скота. Перед началом сенокоса проводились моления «Лайме озкс». Люди просили богов во время скосить сено, сметать его в стога и, чтобы оно пошло на пользу животным. Также просили богиню поля (Паскя –ава) помочь в прополке полей: «Силы ног не бери, силы глаз не уничтожь…» Но самым важным молением мордвы было моление о дожде. Проводились моления у родников, рек и у озер.
Июль «Пиземь озкс» (Моление о дожде)
Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить человеку о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди угощают яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков. 19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т. д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале прошлого века. С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.
Сентябрь «Тарваз озкс» (Моление серпа) После окончания жатвы проводили тарваз озкс («моление серпа»). Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нём, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай: Милостивая мать поля, Дала ты нам зерна, Не обижая наши сердца, Колосья ржи полны Серебряным, золотым зерном. После молитвы старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.
Начало октябрь «Покрав» (Покров баба) Этот праздник считался женским. Мордовки проводили обряд «Покров баба». На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую шубу, обувала худые лапти, на шею вешала пучок пеньки, из пеньки же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и так ходила из дома в дом. Войдя в дом, она плясала и пела, веником проводила по стенам и потолку комнаты, как бы выгоняя тараканов и сверчков. Покров баба высказывала пожелание женить сына. В каждом доме женщине давали пирог, за который она благодарила: «Пусть уродится хлеб, чтоб на будущий год еще больше был пирог».
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Вывод:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.