Презентация к уроку русского языка на тему: "Фонетика, как раздел лингвистики" (5 класс)
Оценка 4.9

Презентация к уроку русского языка на тему: "Фонетика, как раздел лингвистики" (5 класс)

Оценка 4.9
pptx
русский язык
5 кл
09.12.2024
Презентация к уроку русского языка на тему: "Фонетика, как раздел лингвистики" (5 класс)
Урок в 5 классе. Раздел Фонетика.
Фонетика 5 класс.pptx

Презентация к уроку русского языка на тему: "Фонетика, как раздел лингвистики" (5 класс)

Презентация к уроку русского языка на тему: "Фонетика, как раздел лингвистики" (5 класс)

ВСПОМНИМ! Звуки — служат для того, чтобы слова можно было произносить и слышать, а буквы — чтобы писать и читать

ВСПОМНИМ! Звуки — служат для того, чтобы слова можно было произносить и слышать, а буквы — чтобы писать и читать

ВСПОМНИМ!

Звукислужат для того, чтобы слова можно было произносить и слышать, а буквы — чтобы писать и читать.
Фонетика – наука о звуках.
«фоне» с греч. обозначает звук

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков)

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков)

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков)

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса)

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса)

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса)

Микрофон (прибор для усиления голоса)

Микрофон (прибор для усиления голоса)

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.

Микрофон (прибор для усиления голоса)

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи)

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи)

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи)

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты)

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты)

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты)

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты).

Согласные звуки

Согласные звуки

Согласные звуки

[и]

[и]

[и]

Гласные звуки (их 6) Двойная роль букв е, ё, ю, я

Гласные звуки (их 6) Двойная роль букв е, ё, ю, я

Гласные звуки (их 6)

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки (а-о, б-п, у-э, д-т, и-ы)

Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки (а-о, б-п, у-э, д-т, и-ы)

Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки (а-о, б-п, у-э, д-т, и-ы).

Вечерний звон-н-н, Вечерний звон-н-н,

Вечерний звон-н-н, Вечерний звон-н-н,

Вечерний звон-н-н,
Вечерний звон-н-н,
Как много дум-м-м,
Наводит он-н-н.

Сонорные согласные: м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’

Сонорные согласные: м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’

“лесенка звучности”

Сонорные согласные: м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’.
Шумные звонкие согласные: б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, з, з’, ж.
Шумные глухие согласные: п, п’, ф, ф’, к, к’, т, т’, с, с’, ш, щ’, х, х’, ц, ч’.

Назовите разные согласные звуки в данных парах слов: балка – палка сон – тон мы – вы угол – уголь гора-кора голос-колос коза-коса дочка-точка

Назовите разные согласные звуки в данных парах слов: балка – палка сон – тон мы – вы угол – уголь гора-кора голос-колос коза-коса дочка-точка

Назовите разные согласные звуки в данных парах слов:

балка – палка
сон – тон
мы – вы
угол – уголь
гора-кора
голос-колос
коза-коса
дочка-точка

На какие группы делятся звуки?

На какие группы делятся звуки?

На какие группы делятся звуки?

ГЛАСНЫЕ звуки
СОГЛАСНЫЕ звуки

Как образуются согласные звуки?

Как образуются согласные звуки?

Как образуются согласные звуки?

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого получается шум.

Какие признаки они имеют? согласные бывают: шумные сонорные звонкие глухие

Какие признаки они имеют? согласные бывают: шумные сонорные звонкие глухие

Какие признаки они имеют?

согласные бывают:

шумные сонорные
звонкие глухие

И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных,

И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных,

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

Изменение звуков в потоке речи

Изменение звуков в потоке речи

Изменение звуков в потоке речи

Транскрипция ( от лат. – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием

Транскрипция ( от лат. – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием

Транскрипция ( от лат. – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием.

солнце [сонцэ], яичница [й'аиш'ница], касаться [касаца], булочная [булаш'найа]

солнце [сонцэ], яичница [й'аиш'ница], касаться [касаца], булочная [булаш'найа]

солнце [сонцэ],
яичница [й'аиш'ница],
касаться [касаца],
булочная [булаш'найа]

Принялась она за дело, Завизжала и запела

Принялась она за дело, Завизжала и запела

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их замена – чередование

В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их замена – чередование

В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их заменачередование. Это происходит каждый раз, когда один и тот же звук попадает в разные положения, т. е. разные позиции.

Гласные Сильная позиция Слабая позиция под ударением без ударения в [ о ́] ды в [а] д а г [ о ́] род г [а]…

Гласные Сильная позиция Слабая позиция под ударением без ударения в [ о ́] ды в [а] д а г [ о ́] род г [а]…

Гласные

Сильная позиция Слабая позиция
под ударением без ударения в [о́] ды в [а] да
г [о́] род г [а] рода
к [о́] сы к [а] са

Согласные Сильная позиция Слабая позиция хле [б] а хле [п] 2

Согласные Сильная позиция Слабая позиция хле [б] а хле [п] 2

Согласные

Сильная позиция Слабая позиция
хле [б] а хле [п]
 2. Перед глухим согласным:
ло [ж] ечка   ло [ш] ка
3. Перед парными звонкими
про [́с] ить про [́з’] ба

Можно ли ответить на заданные вопросы?

Можно ли ответить на заданные вопросы?

Можно ли ответить на заданные вопросы?

Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу – снежинок,
Сколько в одежде – дождинок,
Сколько в песке – песчинок.
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки?

Жители страны Фонетика: Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, чередование, звук, фонетика, окончание, глухой, согласный, основа, сонорный,…

Жители страны Фонетика: Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, чередование, звук, фонетика, окончание, глухой, согласный, основа, сонорный,…

Жители страны Фонетика:

Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, чередование, звук, фонетика, окончание, глухой, согласный, основа, сонорный, гласный.

транскрипция, звук, согласный, фонетика, сонорный, звонкий, гласный, чередование

Гласные звуки - звуки, состоящие только из голоса

Гласные звуки - звуки, состоящие только из голоса

Гласные звуки - звуки, состоящие только из голоса.

Согласные звуки - звуки, стоящие из голоса и шума

Согласные твёрдые и мягкие Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары: б в г д з к л м н п р с т ф…

Согласные твёрдые и мягкие Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары: б в г д з к л м н п р с т ф…

Согласные твёрдые и мягкие

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары:
б в г д з к л м н п р с т ф х
б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’
Не имеют парных звуков
твёрдые согласные ж ш ц
мягкие согласные ч’ щ’ й’

Согласные звуки, состоящие из только из одного шума т, к, с, ф, п, ш называются глухими согласными

Согласные звуки, состоящие из только из одного шума т, к, с, ф, п, ш называются глухими согласными

Согласные звуки, состоящие из только из одного шума т, к, с, ф, п, ш называются глухими согласными.
А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса б, в, г, д, ж, з называются звонкими согласными.

Парные звонкие и глухие б б ’ в в ’ г г ’ д д ’ ж з з ’ п п ’ ф ф…

Парные звонкие и глухие б б ’ в в ’ г г ’ д д ’ ж з з ’ п п ’ ф ф…

Парные звонкие и глухие

б б в в г г д д ж з з
п п ’ ф ф ’ к к ’ т т ’ ш с с ’

Согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости:

Согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости:

Согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости:

Глухие: х х’ ц ч’ щ’
Сонорные: л л ’ м м ’ н н ’ р р ’ й

Домашняя работа: §52 стр. 124-125, §53 стр

Домашняя работа: §52 стр. 124-125, §53 стр

Домашняя работа:

§52 стр. 124-125,
§53 стр. 126-127.
Упр. №276 стр. 126-127.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024