Для чего нужна аттестация педагогических работников?
Аттестация — инструмент управления качеством образования, она стимулирует профессиональный и личностный рост педагогических работников, дает основания для повышения размеров оплаты труда, позволяет решать вопрос о допуске педагогов к работе.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Обязательная аттестация
Обязательная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. (п.2 статьи 49 Закона "Об образовании в РФ")
Для чего нужна аттестация педагогических работников?
Добровольная аттестация
Добровольная аттестация проводится по желанию педагога в целях установления первой или высшей квалификационной категории.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (п.3 статьи 49 Закона "Об образовании в РФ")
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
| СЗД | Категория |
От кого зависит проведение | По представлению работодателя | По желанию работника |
Дает ли прибавку к зарплате | Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) | Есть (в зависимости от региона отличается размером) |
Сохраняется ли при увольнении | Нет | Да |
Где проводится | По месту работы | Вне места работы |
Сведения о получении статуса | Не вносятся в трудовую книжку | Вносятся в трудовую книжку |
Сходства и отличия СЗД и категории у учителя
Необходимость проходить аттестацию педагогических работников является мощным стимулом для учителя к самообразованию, совершенствованию.
Аттестация помогает педагогам понять, движутся ли они вперед в своем развитии или увязли в рутине однообразия. Она заставляет не сидеть сложа руки, используя имеющиеся знания, умения, навыки, не довольствоваться вчерашним днем, а постоянно стремиться вперед, интересоваться новыми методиками, технологиями. Передавать свой опыт, свои педагогические находки другим учителям.
Сочетание принципов добровольности и периодичности является одним из важнейших условий аттестации педагогических работников.
Аттестация педагогических работников – это инструмент, способствующий росту профессионального мастерства учителя, повышению престижа школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.