«Практический опыт гражданско-патриотического воспитания студентов на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности
Автор:Савенкова Е.П.
преподаватель ОБЖ ЧТПиГХ им. Я.П. Осадчего
2023 г.
Слайд №
Слайд № Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Сегодня нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину.
Слайд №
Сегодня в воспитании патриота, настоящего гражданина — неравнодушного человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим есть ряд трудностей, т.к. в реальной жизни наших ребят окружает непривлекательная действительность:
Слайд №
- Фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
Слайд №
- Газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
Слайд №
- Компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
Слайд №
Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Слайд №
В национальной доктрине образования
в РФ среди основных целей и задач образования первой названо:
- воспитание патриотов России гражданско - правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих
высокой нравственностью.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю:
- создание условий для формирования гражданина – патриота через урочную
деятельность в курсе ОБЖ и внеурочную деятельность.
Слайд №
Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо с семьи .
Слайд №
Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для обучающихся ненавязчивым в начале обучения провожу урок-диспут «Патриот современной России: кто он?»
Слайд №
На 1 курсе при изучении темы «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» акцентирую внимание студентов на то, что только совместными усилиями наше общество может решить такие глобальные проблемы, которые на данном этапе резко обозначены в нашей стране – алкоголизм, наркомания, демографический кризис, гиперссылка сквернословие.
Слайд №
Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только человек, который ставит интересы общества и нации выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина?!
Слайд №
В разделе «Здоровый образ жизни» рассматриваем понятие «патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого здравомыслящего человека. Духовное начало связываем с понятием «духовное здоровье», а беседа о нравственном начале каждого человека удачно вписывается в тему «Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества».
Слайд №
Изучая раздел «Чрезвычайные ситуации». Обучающиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:
- Как вы думаете, что заставляет людей выбирать
профессию спасателя?
-С каким риском сопряжена эта работа?
- Охарактеризуйте портрет человека - спасателя.
Данный тема удачно сопровождается просмотром видеосюжетов о работе спасателей, что позволяет создать зрительный образ, который останется в памяти надолго.
Слайд №
Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» позволяет познакомиться с недавней историей нашей страны. Отдельный урок- мы посвящаем проблемам связанным с производственным объединение «Маяк», который находится на территории Челябинской области.
Слайд №
В разделе «Основы военной службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу нам помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности обучающихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-семинары, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ИКТ (демонстрация учебных дисков, презентаций, видеофильмов) Слайд № по таким темам как «Воинская обязанность», «Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету», «Обязательная и добровольная подготовка к военной службе», «Призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву», «Воинские уставы» и другие содействует учебно - познавательной деятельности обучающихся, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.
Слайд №
Такие темы, как «История Вооруженных сил», «Боевые традиции Вооруженных сил РФ», «Ритуалы Вооруженных сил», «Символы воинской чести» позволяют на уроках вспомнить некоторые исторические моменты формирования Российской армии, боевой награды, дни воинской славы.
Слайд №
В рамках этих тем я провожу урок по теме «История Государственных символов РФ». гиперссылка
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами.
Слайд №
Например, при изучении темы «Дни воинской славы России» всегда провожу интегрированный урок и историей, как закрепление материала, где мы вспоминаем и закрепляем имена великих русских полководцев и вспоминаем их Великие Победы. гиперссылка
При изучении "Символы воинской чести и славы" акцентирую внимание студентов на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. А вот слово "прапорщик" в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I , а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: "При утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу". При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком.
Слайд №
Ежегодно ко Дню Победы студентам было дается задание создание презентаций по знаменательным датам войны 1941-1945 г.г. Выпускаются стенгазеты. гиперссылка
Слайд №
В рамках темы “Как стать офицером российской армии” рассматриваем боевой путь нашего земляка дважды Героя Советского Союза Семена Васильевича Хохрякова. гиперссылка
Слайд №
Так же к празднованию Дня Победы провожу внеурочное мероприятие «Война в песнях В.С. Высоцкого» гиперссылка, «История песен военных лет» и др..
Слайд №
При изучении темы «Основы медицинских знаний» обращаю внимание студентов на на сопереживание, сострадание к людям. Говорим о том, что безразличие убивает нацию.
Слайд №
Помните и не забывайте, что мы живы пока жива наша история и культура. Не забывайте свои исторические корни! Кстати, о истории. Если уничтожается народ, но сохраняется история и этническая культура— народ будет существовать, но если погибает его история и культура, то автоматически стирается с лица Земли и этот народ.
Слайд №
На протяжении изучения учебной дисциплины постоянно акцентирую внимание студентов на то, что « только корнями живы ветви».
Слайд №
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.