Развитие и обогащение словаря ребёнка домаРечевые игры
Учите ребёнка различать звуки в словах, определять место звука в слове:
Назвать как можно больше слов, в составе которых есть данный звук (дополнительное задание: определить место в слове - в начале, в середине илив конце слова).
Определить, какой звук слышится в начале или в конце слов: ШАР, КОТ, ЖУК, СТУЛ.
Отгадать, какое слово получится из отдельно произносимых звуков: Л…у…н…а, р…у…ч…к…а.
Назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова: совА – АльбоМ – МальчиК…
Речевые игры дома
Назови лишнее слово:
кукла, песок, юла, ведёрко, мяч;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;
мама, подруга, папа, сын, бабушка;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
думать, ехать, размышлять, соображать;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.
Речевые игры дома
Игры на развитие грамматического строя речи:
«Весёлый счёт»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (Дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна…) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т.д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…).
Игра «Всё сделал»
Скажи, как будто ты уже всё сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает – постирал, рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики:
«Хоботок» или «Трубочка»: вытягиваем губы вперёд длинной трубочкой.
«Заборчик» или «Улыбка»: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Иголочка» или «Змейка»: рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
«Лопаточка» или «Блинчик»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Часики»: рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Качели»: рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Речевые игры дома
«Ты идёшь, и я иду»
Ты выходишь, и я выхожу; ты обходишь, и я обхожу и т.д. (Подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь, читать. Также можно попробовать составить предложение по картинке:
Пример: Мальчик Петя быстро бежит.
Речевые игры дома
Игры на развитие связной речи:
« Что на что похоже»
Белый снег похож на …(что?) на пух такой же белый и пушистый).
Синий лёд похож на … (что?) на кристалл.
Густой туман похож на …(что?) на белый дым.
Чистый дождь похож на …(что?) на воду.
Блестящая на солнце паутина похожа на …(что?) на стекло.
Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т.д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше. Корова была телёнком. Бабочка была гусеницей. Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом. Лёд был водой и т. д.
«Что мы видим во дворе»
Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток. А на ветках – листочки».
Игры на активизацию словаря
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?», ребёнок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…».
- Как можно плакать? (Громко, тихо …)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, быстро…)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно…)
- Как можно быть одетым? (Небрежно, модно…)
- Как можно смотреть? (Ласково, внимательно…)
«Угощаю»
- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «солёные», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и пр. «Опиши предмет»:
ребёнок берёт любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому
предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твёрдое и т.д.
Развитие мелкой моторики
Мелкую моторику рук развивают:
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;
Рисование карандашами (фломастерами, кистью); рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховок, по точкам, пунктирным линиям;
Застёгивание и расстёгивание молний, пуговиц; одевание и раздевание;
Нанизывание крупных пуговиц, бусин, шариков на нитку; занятие бисероплетением;
Завязывание узлов на толстой верёвке, шнуре;
Застёгивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков; завод механических игрушек ключиком;
Одновременное складывание левой и правой рукой в коробку пуговиц.
Игры на активизацию словаря
«Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предметы. Например, слово «идёт»: ребёнок подбирает - «девочка идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт» и т.д.
Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает …
«Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице,
суп – в супнице,
соус - в соуснице и т.д.
Пальчиковые игры на кухне
Способствуют овладению навыками мелкой моторики;
Помогают развивать речь ребёнка;
Повышают работоспособность коры головного мозга;
Развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
Снимают тревожность.
Игры на активизацию словаря
«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.