МБДОУ Целинновский детский сад «Теремок»,
структурное подразделение детский сад «Ромашка»
Матический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»
Воспитатель Губина С.Ю.
Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»
Характеристика проекта
Название проекта: «Математика для самых маленьких»
Разработчики проекта: Губина С.Ю.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико-ориентированный, игровой;
По содержанию: включает ребенка и семью;
По числу участников проекта: первая младшая группа, родители воспитанников, воспитатели группы;
По времени проведения: крткосрочный
По характеру контактов: в рамках ДОУ
Сроки и этапы:
1 этап – организационный
2 этап – практический
3 этап – результативный
Актуальность проекта:
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Математика для малышей».
Проект разработан на год (первая младшая группа), с учетом возможности дальнейшего продолжения и развития для детей более старшего возраста.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).
Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.
Цель проекта: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы (2-3 года), формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.
Задачи проекта:
- Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития.
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
Ожидаемый результат. При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность;
• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
• Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
• Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
• Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Первый этап
Первая неделя октября Организационный
Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка перспективных планов.
Второй этап
вторая неделя октября Практический
Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации деятельности.
Третий этап
третья и четвертая неделя октября Результативный
Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее.
Первый этап – организационный.
Вся работы выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС. Проведено анкетирование родителей (приложение №1), с целью определения уровня знаний детей, выявления запросов родителей.
Составлен перспективный план на месяц, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разрабатываются и формируются картотеки компьютерных авторских развивающих игр, согласно тематики проекта.
Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположен внутри закрытых полок.
Второй этап – практический.
При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты,
• игровые образы,
· • игровые ситуации,
• чтение художественной литературы,
• рассматривание предметов, картин,
• беседы,
• развивающие дидактические и компьютерные игры.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы будем использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Нашей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Третий этап – результативный
На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Обобщение результатов, описание опыта работы.
2. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.
Перспективный план проектной деятельности первой младшей группы
Дата |
Программные задачи |
Совместная деятельность
|
Самостоятельная деятельность |
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя |
Учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине.
Сравнение предметов контрастных размеров
Накпливание сенсорный опыт у детей обучая их различным способам обследованию объектов.
Развивать у детей умение использовать полученные знания в разных видах деятельности. |
Знакомство с игровым образом куклой Машей
Д/И «Сравни предметы»
Игры наблюдения на прогулке большие и маленькие деревья. Д/И «Веселые матрешки». Компьютерная игра «Собери бусы для Маши» Компьютерная игра «Большие и маленькие»
Игровая ситуация «Кукла маша пришла в магазин»
Д/И «Найди пару» |
Делаем большие и маленькие калачи для Маши.
Игры с машинами большие и маленькие.
Игры детей с пирамидками. Игры детей с матрешками.
Конструирование объектов.
|
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.