Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. МагнитогорскаМеханизмы повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования и с учетом концепций преподавания учебных предметов
Реализация федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» всецело зависят от профессионального роста педагогических работников, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала, создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов
В результате проведённых развивающих бесед, диагностики педагогов были выявлены противоречия:
между потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективными традиционными формами её повышения;
между растущими требованиями общества к уровню профессионализма педагогов и отсутствием у большинства из них знаний современных технологий, методов и форм обучения и воспитания;
между потребностью школы в высококвалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в условиях образовательного учреждения.
В современных условиях востребован творчески активный, высококвалифицированный педагог, способный реагировать на изменения и инновации в системе образования, ориентированный на непрерывное повышение профессионального уровня. Сегодня становится актуальной работа школьной методической службы, основанной на принципах личностно ориентированного подхода.
Для реализации задачи, методической службой МОУ «СОШ №40» была разработана внутришкольная модель непрерывного повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования и с учетом концепций преподавания учебных предметов.
Модель непрерывного повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников осуществляет выполнение следующих задач:
1. Нормативно-правовое обеспечение управления непрерывным развитием профессионального мастерства педагогических работников.
2. Создание организационно-методических условий, обеспечивающих возможность непрерывного повышения профессионального мастерства.
Разработка диагностического инструментария для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого педагога.
Создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов.
3. Организация мониторинга и контроля уровня развития профессионального мастерства
Разработка методического арсенала для экспертно-проектного управления развитием образовательной организацией.
Модель непрерывного внутриорганизационного повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования и с учетом концепций преподавания учебных предметов
Цель модели: Создание единой системы непрерывного повышения профмастерства педагогических работников в условиях реализации ФГОС ОО с учетом концепций преподавания учебных предметов.
Задачи: 1. Нормативно-правовое обеспечение управления непрерывным развитием профессионального мастерства педагогических работников.
2. Создание организационно-методических условий, обеспечивающих возможность непрерывного повышения проф. мастерства.
3. Организация мониторинга и контроля уровня развития профессионального мастерства.
ШКОЛА
Внутриорганиза ционное обучение
самообразование
самореализация
Профессиональные дефициты
Деятельность стажировочной площадки
Участие в проф. конкурсах
Аттестация
Проектирование собственной деятельности
Публикации
Вовлечённость в инновационную деятельность
Директор
Методический совет школы
Зам. директора по УВР
Проектная команда
Руководители МО
Социально псих-пед. служба
Мероприятия:
Создание локальных актов
Заседания творческих, проектных групп
Заседания методического совета
Развивающие беседы
Вебинары, семинары-практикумы, методический марафон, мастер-классы, «круглый стол»
«Образование через всю жизнь»
Индивидуальная траектория развития педагога
Ресурсы (механизм анализа и отбора)
Нормативно-правовое поле
Цифровая обучающая среда
Профессиональные ассоциации
Комбинированная образовательная среда
Центры непрерывного повышения проф. мастерства
II этап: Обеспечение ресурсной базы для реализации ИОМ педагога
Организационная структура управления
Социальное партнёрство:
МУ ДПО ЦПКИМР, ГБУ ДПО РЦОКИО, ГБУ ДПО ЧИППКРО, бизнес-структуры, учреждения культуры, спорта
ФП «Учитель будущего»
Организационно-методические условия (мотивация и стимулирование)
Эффективные формы непрерывного образования:
Командное обучение
Проектные сессии
Форсайт-сессии. Коуч-сессии
Наставничество
Тьюторство
«Горизонтальное обучение»
I этап: Выявление проф. дефицитов
III этап: Реализация механизмов роста проф. мастерства
IV этап: Мониторинг и контролинг реализации модели
ШКОЛА
Создание организационно-управленческих условий,
ресурсной базы
Установочно-диагностический этап
1. Анализ имеющихся нормативных, кадровых, материально-технических и финансовых условий реализации Модели, SWOT-анализ с выявлением её сильных и слабых сторон.
2. Создание организационно-управленческих условий для реализации модели.
3. Определение инновационных методов управления.
4. Разработка дорожной карты реализации мероприятий Модели.
5. Активное вовлечение педагогов-лидеров в решение задач.
6. Повышение мотивации педагогов к использованию системно-деятельностного подхода (материальное стимулирование, стимулирование карьерного роста, награждение отраслевыми наградами)
7. Мониторинговое исследование профессиональных дефицитов и запросов.
Формирование карты компетенций. Первичная диагностика. Сопоставление, определение целей обучения и необходимых результатов.
Система инновационной оценки «портфолио».
8. Составление персонифицированных программ. ИОМ педагога.
Модельно-функциональный этап. Проектирование образовательной среды
Инициирование активного участия педагогов-лидеров. Информирование педагогических работников о возможностях непрерывного проф. развития.
Рефлексивный анализ эффективности ИОМ
Психолого-педагогические компетенции
Работа в экспертных комиссиях
КПК, цифровые технологии
Сетевое взаимодействие
Тьюторство
Составление ИОМ на основе результатов
Методическая компетентность
Диагностика проф. затруднений
План по самообразованию
Индивидуальный образовательный маршрут
Персонифицированная программа профессионального роста педагога
Личностно ориентированная система поддержки профессионального
роста педагога
«точки роста»
Реализация маршрута
Портфолио педагога
Осуществление механизмов: определение технологий, методов, проведение мероприятий
Управление процессом повышения профессиональной квалификации.
Организация работы творческих групп и методических объединений. Методические недели. Научно-исследовательская деятельность.
Создание проектных команд, фокус-групп. Участие в сетевых структурах.
«Mentoring» - консультирование на рабочем месте более опытными коллегами («наставничество»)
Модельные курсы. Тренинги.
Адресные дополнительные программы повышения квалификации.
Развитие комплексной модели мониторинга.
Анализ результатов оценочных процедур (НИКО, ВПР, РИКО, ГИА, ВСОКО)
Корректировка модели, контроль показателей.
Внутренняя и внешняя оценка, наличие индикативных показателей.
Оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых программ.
Модельно-функциональный этап. Проектирование образовательной среды
Обеспечение достижения результатов на основе тренингов и проектной деятельности
Обеспечение методического и экспертно-консультативного сопровождения, разработка рекомендаций педагогическим работникам. Промежуточная оценка эффективности. Проведение экспертизы.
Обеспечение целостности процесса непрерывного образования путём совмещения обучения на рабочем месте и прохождения стажировок.
Оценочно-результативный этап
№ | Перечень практик управления | Технологические инструменты непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников: | ||||
технологии | формы | методы | средст-ва | иное | ||
1. | Исследование образовательных запросов для организации профессиональной деятельности | Развивающие беседы. |
| Диагностика | Анкеты | «Колесо баланса» |
2. | Кадровый мониторинг | Использование информационных технологий | Диагностика профессиональных компетенций | Анализ образовательных дефицитов и запросов кадров. Исследование доступности ресурсов |
| |
3 | Управление процессом повышения профессиональной квалификации |
| КПК | Портфолио педагога | Прием «PARLA» | |
4 | Организация работы творческих групп и методических объединений | «Горизонтальное обучение» («равный - равному») | Методический марафон |
| ||
5 | Создание проектных команд | Технология ролевых и деловых игр | Создание портфеля проектов | |||
6 | Участие в сетевых сообществах | Использование ЦОР. |
| Практика «Grape cocktail» | ||
7 | «Mentoring» - консультирование на рабочем месте более опытными коллегами («наставничество») | Модель наставничества в практике обучения и развития персонала |
|
|
|
Нормативно-правовое обеспечение управления непрерывным развитием профессионального мастерства педагогических работников | Соответствие локальных актов ОО требованиям нормативных документов различного уровня. | 100% соответствие |
Создание организационно-методических условий, обеспечивающих возможность непрерывного повышения проф. мастерства | Доля участия педагогов в очных профессиональных конкурсах различного уровня. | Увеличение доли участия на 1% ежегодно. |
Организация мониторинга и контроля уровня развития профессионального мастерства | Доля педагогов, имеющих высшую КК | Не менее 50% |
| Федеральный уровень | Региональный уровень | Муниципальный уровень |
|
Внешние ресурсы | Внутренние ресурсы | |||
Материаль-но – технические | Участие в конкурсе на получение гранта Президента РФ | Деятельность РИП (с финансовой поддержкой). | Участие в очном конкурсе «Учитель года» | Цифровая обучающая среда: МФУ, компьютерное оборудование, АРМы, видеокамеры , интерактивные устройства, медиацентр. |
Кадровые | 1.Создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия | 1.Создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия пед. работников | 1.Создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия пед.работников | 1.Создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия пед. работников |
| Федеральный уровень | Региональный уровень | Муниципальный уровень |
|
Внешние ресурсы | Внутренние ресурсы | |||
Информационные | Построение комбинированной образовательной среды за счет сочетания инструментов оффлайн- формата и возможностей онлайн – платформы: РЭШ; ZOOM; | Построение комбинированной образовательной среды за счет сочетания инструментов оффлайн- формата и возможностей онлайн – платформы: | Использование комбинированной образовательной среды за счет сочетания инструментов оффлайн- формата и возможностей онлайн - платформы: | Использование комбинированной образовательной среды за счет сочетания инструментов оффлайн- формата и возможностей онлайн - платформы: |
Программно-методические | Центр дополнительного профессионального образования «Универсум». | Центры - динамичные и методические системы, обеспечивающие возможности для своевременной адаптации педагогов к меняющимся условиям. | Центры непрерывного повышения проф. мастерства пед. работников | Локальные нормативные акты, регулирующие управление непрерывным развитием профессионального мастерства |
|
|
Механизм (механизмы) выявления профессиональных дефицитов / запросов педагогических и управленческих работников |
|
Механизм (механизмы) анализа и отбора необходимых и достаточных ресурсов для достижения цели, задач и индикативных показателей модели. |
|
| Создание организационно-методических условий, дающих возможность непрерывного повышения проф.мастерства. (Задача 2) |
|
|
| Использование современных эффективных форм непрерывного образования позволяет восполнить профессиональные дефициты |
| Создание организационно-методических условий, дающих возможность непрерывного повышения проф.мастерства. |
|
| Срок (период) выполнения | Ответственные исполнители / соисполнители |
|
Нормативно-правовое обеспечение управления непрерывным развитием профессионального мастерства педагогических работников | Разработать локальные акты ОО в соответствии с законодательными актами современной системы образования на федеральном и региональном уровне. | август 2020 | Зам. директора по УВР, школьная проектная команда | Нормативно-правовое база, обеспечивающая управление непрерывным развитием профессионального мастерства педагогических работников |
План-график выполнения (содержания) работ реализации модели
|
|
| Ответственные исполнители / соисполнители |
|
Создание организационно-методических условий, дающих возможность непрерывного повышения проф. мастерства | Заседания творческой группы для подготовки педагогов- участников очных профессиональных конкурсов различного уровня. | 2020- 2023 | Директор ОО. | Ежегодное участие педагогов в очных профессиональных конкурсов различного уровня. |
План-график выполнения (содержания) работ реализации модели
|
|
| Ответственные исполнители / соисполнители |
|
Мониторинг и контролинг уровня развития профессионального мастерства | Заседания малых педагогических советов, методического совета, «круглый стол» | 2020- 2023 | Директор ОО, | Корректировка перспективного годового плана реализации модели непрерывного повышения педагогического мастерства |
План-график выполнения (содержания) работ реализации модели
Поэтапные результаты
1. Актуализировали проблему в области непрерывного повышения профессионального мастерства.
2. Сформулировали цель непрерывного повышения профессионального мастерства.
3. Определили операциональные, конкретные задачи непрерывного повышения профессионального мастерства.
4. Отобрали внутренние и внешние ресурсы, необходимые для достижения цели и задач модели.
5. Разработали организационную структуру управления непрерывным повышением профессионального мастерства.
6. Выделили группы механизмов, используемых при реализации модели.
7. Определили сроки реализации модели.
8. Сформулировали комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели, задач и индикативных показателей модели.
9. Определили комплекс необходимых механизмов обобщения и распространения опыта реализации модели.
Управленческие риски при реализации модели непрерывного внутриорганизационного повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования и с учетом концепций преподавания учебных предметов
Нежелание педагогов работать над своим самосовершенствованием. Недостаточный уровень мотивации у педагогов.
Некомпетентность учителей по планированию развития своего потенциала.
Реализация модели может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива.
Отсутствие (недостаточность) финансирования.
Недостаточная материально-техническая база для реализации модели учительского роста и изношенность имеющегося оборудования.
Высокая стоимость услуг в сфере повышения квалификации.
Недостаточное увеличение фондов оплаты труда педагогических работников
Комплекс необходимых механизмов обобщения и распространения опыта реализации модели, в том числе с учётом краткосрочной перспективы
Обобщить работу в виде научно-методической публикации об особенностях разработки и реализации модели.
Представить модель профессиональному сообществу на различных научно-методических мероприятиях регионального, межмуниципального, муниципального уровней; в рамках стажировок РИП.
Провести методические (научно-методические) краткосрочные обучающие мероприятия (активностей): вебинар, проектный семинар для педагогов и управленцев на уровне школы, а так же для других образовательных организаций на муниципальном уровне.
Сформировать методическую сеть по тематике разработанной и реализуемой модели.
Представить модель на сайте школы (school40m@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. МагнитогорскаМеханизмы повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников в условиях реализации ФГОС общего образования и с учетом концепций преподавания учебных предметов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.