На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему социуму
и самая благоприятная сфера для этого – детское творчество.
Успешное решение коррекционных задач в работе с каждым
ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности,
формирование критического и творческого мышления, умения
работать с информацией возможно при использовании
исследовательских, проблемных и проектных методов.
Формирование социально значимых качеств учащихся призван решить метод проектов.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд»).
Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом;
Метод проектов - совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проект - это особый вид познавательной, самостоятельной
деятельности учащихся.
• Проект осуществляется под гибким руководством учителя.
• Преследует конкретные дидактические цели.
• Направлен на решение творческой социально значимой проблемы.
Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов.
Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и
новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны самостоятельно и
совместными усилиями (под контролем педагога, родителей) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный
результат.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
• Проблема.
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации.
• Продукт работы.
• Презентация.
• Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие
необходимые материалы.
Этапы работы над проектом
«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
Сбор и обработка
информации
Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность; анализ информации; программа действий; разработка варианта программы
Реализация плана
действий (проекта)
Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию
Презентация
проекта
Рефлексия (Самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)
Особенностью метода проекта в коррекционной школе является наличие ряда противоречий:
• между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
• между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
• между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Проектная деятельность детей с ОВЗ
Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.
Цель: создание условий для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.
Задачи: развивать коммуникативные навыки; воображение; внимание, память, речь, мышление; мелкую моторику, координацию движений рук; цветовое восприятие; обучать планированию ;формировать позитивное отношение к работе, навыки сбора и обработки информации.
Классификация проектов
По уровню
творчества
Исполнительный
Конструктивный
Творческий
По содержанию
Монопредметный
Межпредметный
Внепрограммный
По виду
деятельности
Исследовательский
Информационный
Игровой
Практико-ориентированный
По характеру
контактов
участников
проекта
Внутриклассные
Внутришкольные
Региональные
Международные
По назначению
Учебный
Личный
Общественный
Производственный
По количеству
участников
Индивидуальный
Групповой
Коллективный
По срокам
выполнения
Мини-проект
Четвертной
Полугодовой
Годовой
Многолетний
По базе
выполнения
Школьный
Внешкольный
Метод проектов в течение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику работы педагогов нашей школы.
Результаты показали, что значительная часть детей испытывают
затруднения в планировании своих действий, поиске информации,
оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня
интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. В связи с этим, мы пришли к выводу, что использование
проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с
корректирующей помощью педагога. Метод проектов в коррекционной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
В коррекционной школе метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса.
Опыт внедрения данного метода в практику работы нашей школы показал, что его использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и т.д. Поэтому метод
проектов можно отнести к личностно ориентированному методу воспитания, он является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учению.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием,
вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит
она менее энергозатратна. Поэтому метод проектов является и
здоровьесберегающим. Всё это позволяет детям с интеллектуальными нарушениями успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.