Презентация "Метод проектов в коррекционной начальной школе"

  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • pptx
  • 26.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мо.pptx

Метод проектов в
коррекционной начальной школе

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему социуму
и самая благоприятная сфера для этого – детское творчество.

Успешное решение коррекционных задач в работе с каждым
ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности,
формирование критического и творческого мышления, умения
работать с информацией возможно при использовании
исследовательских, проблемных и проектных методов.

Формирование социально значимых качеств учащихся призван решить метод проектов.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд»).

Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом;

Метод проектов - совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект - это особый вид познавательной, самостоятельной
деятельности учащихся.
• Проект осуществляется под гибким руководством учителя.
• Преследует конкретные дидактические цели.
• Направлен на решение творческой социально значимой проблемы.

Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов.
Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и
новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны самостоятельно и
совместными усилиями (под контролем педагога, родителей) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный
результат.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

• Проблема.
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации.
• Продукт работы.
• Презентация.
• Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие
необходимые материалы.

Этапы работы над проектом

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Сбор и обработка
информации

Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность; анализ информации; программа действий; разработка варианта программы

Реализация плана
действий (проекта)

Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию

Презентация
проекта

Рефлексия (Самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

Особенностью метода проекта в коррекционной школе является наличие ряда противоречий:
• между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
• между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
• между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Проектная деятельность детей с ОВЗ

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Цель: создание условий для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.
Задачи: развивать коммуникативные навыки; воображение; внимание, память, речь, мышление; мелкую моторику, координацию движений рук; цветовое восприятие; обучать планированию ;формировать позитивное отношение к работе, навыки сбора и обработки информации.

Классификация проектов

По уровню
творчества

Исполнительный
Конструктивный
Творческий

По содержанию

Монопредметный
Межпредметный
Внепрограммный

По виду
деятельности

Исследовательский
Информационный
Игровой
Практико-ориентированный

По характеру
контактов
участников
проекта

Внутриклассные
Внутришкольные
Региональные
Международные

По назначению

Учебный
Личный
Общественный
Производственный

По количеству
участников

Индивидуальный
Групповой
Коллективный

По срокам
выполнения

Мини-проект
Четвертной
Полугодовой
Годовой
Многолетний

По базе
выполнения

Школьный
Внешкольный

Метод проектов в течение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику работы педагогов нашей школы.
Результаты показали, что значительная часть детей испытывают
затруднения в планировании своих действий, поиске информации,
оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня
интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. В связи с этим, мы пришли к выводу, что использование
проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с
корректирующей помощью педагога. Метод проектов в коррекционной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

В коррекционной школе метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса.

Опыт внедрения данного метода в практику работы нашей школы показал, что его использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и т.д. Поэтому метод

проектов можно отнести к личностно ориентированному методу воспитания, он является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учению.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием,
вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит
она менее энергозатратна. Поэтому метод проектов является и
здоровьесберегающим. Всё это позволяет детям с интеллектуальными нарушениями успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Спасибо за внимание!