Определить тему занятия на основе высказываний.
Занять позицию (высказать точку зрения, согласиться или возразить, подобрать аргументы или контраргументы).
Сравнить (общее и различие в позициях авторов).
Ранжировать (рейтинг высказываний с обоснованием).
Дополнить (найти другие высказывания по теме).
Придумать (сформулировать собственное высказывание).
Соотнести высказывания с проблемой или с областями общественной жизни (определенными событиями).
Перечислить понятия и дать им определение (или пояснить их смысл).
Восстановить пропущенные слова или закончить фразу.
РАБОТА С АФОРИЗМАМИ (ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ)
Приём «Имя, дата, событие»Описание: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
Приём «Четвёртый лишний»
Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.
«Озвучь картину»
Рассмотри репродукцию этой картины и попытайся «озвучить» её…
Реконструкция события:
Представь, что ты журналист, берущий интервью у одного из участников восстановления народного хозяйства страны после Великой Отечественной войны. Запиши свое интервью.
Презентация группой или индивидуально своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:
«Ассоциация» - сделать рисунок, в котором отражены образы, возникшие при ознакомлении с темой занятия.
«Прогноз» - на основе данной темы предположить развитие событий. «Альтернатива» - выяснить была ли альтернатива развития. Определить пути.
«Имя» - выяснить степень влияния исторического лица, группы лиц, политической партии, сословия на исторические события.
«Негатив» - сформулировать негативные моменты в развитии страны, экономики, последствия и т.п.
«Позитив» - сформулировать позитивные моменты в развитии страны, экономики, последствия и т.п.
Историческая география:
Где был (находился, расположен, произошло, состоялось…)?
Какие (сколько, перечислите, назовите) реки, города… были в…?
В какую сторону (куда были направлены, откуда, с какой стороны)?
В какой части… находится…?
Кому принадлежали… (На чьей территории находилась…)?
Историческая география:
Сравните природу (территорию, положение, расположение, размеры…)
Предположите, как природа помешала (помогла, повлияла, способствовала).
Что видели (как представляли, удивило, было привычно)…?
Как изменилась территория (границы)…?
Хронология:
Когда (в каком году) (веке, с какого года, каковы дата, годы)…?
Какова последовательность…?
Назовите годы правления (сражений, временные рамки)
Сколько лет длилась…(разделяет, прошло…?)
Сколько поколений сменилось после…?
Разбейте на периоды, (этапы) … (дайте периодизацию).
Определите переломные события…
Современником, каких событий (людей) был…? (Что было в мире в…?)
Какие события произошли при… (на каком году правления… была…?)
Расскажите о времени… от имени современника. (Чем запомнили бы «вы»)…?
Составьте хронологический ряд…
Фактаж:
Назовите (перечислите) (взгляды, достопримечательности, достижения…)
Каковы особенности (черты, источники, обстоятельства…)?
Чем отличались… (вошли в историю, были похожи…)?
Что изменил… (кто)?
Какую роль играли…
Чего добивались (хотели, желали)…
Системно – деятельностный подход
Сравните цели (веру, хозяйство, характеры, мотивы, взгляды…)
Докажите, что (несостоятельность, справедливость, верность…)
Кто и чем был недоволен …
Как можно было ускорить (предотвратить, остановить, разгромить…)
Расскажите о своём участии в …(опишите свои впечатления от…)
Составьте обращение (отчет, донесение…)
Предположите подробности, (детали, мотивы…)
Какие проблемы породило…?
Могло ли быть…? Что мешало (помогало)…
Дайте совет (посоветуйте, кому и какой совет вы бы дали…)
Причины:
Почему (благодаря чему, из-за чего, для чего, в чём причины…)
Каковы причины (повод)…?
Сравните причины (условия)…
Определите причины, (условия)…(Предположите почему…?)
Что мешало и что способствовало…?
Кому было выгодно (в чьих интересах, кому шло на пользу, кто поддерживал)…?
Какие силы были на стороне,… а какие против…?
Расположите по значимости причины …
Обоснуйте необходимость или ошибочность…
Докажите или опровергните…
Какие выводы можно сделать из…?
Что было бы, если бы…?
Итоги и оценки:
К чему привело, (что дало, изменило)…?
Каковы последствия (итоги, результаты)…?
Как изменилось (что изменилось)…?
Чем вошли в историю…?
Кому и что принесли? (Какова цена…?)
Какое влияние (как повлияла) оказала…на…?
Оцените роль… (как оценивается?)
Каков был характер…?
Какие точки зрения есть на…?
Кого считают победителем…?
Формы контроля:
1) Проверка фактического материала:
- работа над текстом с ошибками;
- составление плана ответа по теме;
- тестовый контроль;
-фронтальная аналитическая беседа;
-контрольный срез знаний;
-индивидуальный ответ у доски и др.
2) Работа с терминами
-определение значений;
-ранжирование по значимости;
-распределение терминов (по значению, по темам и т.д.)
-составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
Работа по проверке хронологических знаний:
-хронологический диктант;
-составление хронологических таблиц;
-синхронирование событий;
-соотнесение дат, событий, исторических личностей;
-работа с текстом с пропущенными датами и др.
Работа с картой и наглядными пособиями:
-работа с легендой карты;
-получение информации при чтении карты;
-формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;
-работа по контурной карте и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.