Презентация "Методика преподавания математики в средней школе"

  • pptx
  • 31.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика преподавания математики в современной школе.pptx

Методика преподавания математики в современной школе

для рассмотрения на РМО учителей математики

Математика — это наука о количест­венных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Перед преподаванием математики в школе кроме общих целей обучения стоят ещё свои специфические цели, определяемые особенностями математической науки. Одна из них – это формирование и развитие математического мышления. Это способствует выявлению и более эффективному развитию математических способностей школьников, подготавливает их к творческой деятельности вообще и в математике с ее многочисленными приложениями в частности.

В школьный курс математики должна быть отобрана та часть матема­тических знаний, которая даст общее представление о науке, поможет овладеть математическими методами и будет способство­вать необходимому развитию математического мышления у школьников.

Математика как учебный предмет в школе представляет собой эле­менты арифметики, алгебры, начал математического анализа, евкли­довой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.

Обучение учащихся математике направлено: на овладение ими сис­темой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов решения практических задач; на развитие логического мышления пространственного воображения, устной и письменной математической речи; на формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, а также инстру­ментальных и графических навыков. От математики как науки математика как учебный предмет отлича­ется не только объемом, системой и глубиной изложения, но и при­кладной направленностью изучаемых вопросов.

Взаимосвязь учителя и ученика происходит в виде передачи информации в двух противоположных направлениях: от учителя к ученику (прямая), от учения к учителю (обратная).

Для современного этапа развития математики как учебного предме­та характерны:
- отбор основ содержания;
- четкое определение конкретных целей обучения, межпредметных связей, требований к математической подготовке учащихся на каждом этапе обучения;
- усиление воспитывающей и развивающей роли математики, ее связи с жизнью;
- систематическое формирование интереса учащихся к предмету и его приложениям.

Цель методики обучения математике заключается в исследовании ос­новных компонентов системы обучения математике в школе и связей между ними. Под основными компонентами понимают цели, содержа­ние, методы, формы и средства обучения математике.

Основными задачами методики преподавания математики явля­ются:
- определение конкретных целей изучения математики по клас­сам, темам, урокам;
- отбор содержания учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;
- разработка наиболее рациональных методов и организацион­ных форм обучения, направленных на достижение поставленных це­лей;
- выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения в практике работы учителя математики.

Методика преподавания математики - наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп и способностей.
Методика обучения математике – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения математике. Она изучает и исследует процесс обучения математике в целях повышения его эффективности и качества. Методика обучения математике рассматривает вопрос о том, как надо преподавать математику.
Методика преподавания математики - раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определенном уровне ее развития в соответствии с целями обучения подрастающего поколения, поставленными обществом. Методика обучения математике призвана исследовать проблемы математического образования, обучения матема­тике и математического воспитания.

Методика преподавания математики тесно связана с педагогикой, в частности с дидактикой. В дидактике основным отношением, ха­рактеризующим обучение, является «преподавание — учение», в ме­тодике — «преподавание — учебный материал — учение».

На функционирование системы обучения математике ока­зывает влияние ряд факторов:
общие цели образования,
гуманизация и гуманитаризация образования,
развитие мате­матики как науки,
прикладная и практическая направленность математики,
новые образовательные идеи и технологии,
результаты исследо­ваний в психологии, дидактике, логике и т.д.
Совокупность этих факторов образует внешнюю среду, которая оказывает непосредственное влияние на си­стему обучения математике.
Многие компоненты внешней среды воз­действуют на нее через цели обучения математике.

В качестве недостатков традиционного обучения можно выделить:
преобладание словесных методов изложения, способствующих распылению внимания и невозможности его акцентирования на сущности учебного материала;
средний темп изучения математического материала;
большой объем материала, требующего запоминания;
недостаток дифференцированных заданий по математике и др.
Недостатки традиционного обучения можно устранить путем усовершенствования процесса ее преподавания.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По характеру познавательной деятельности: •  объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.); •  репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.); •  проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.); •  частично-поисковые – эвристические; •  исследовательские.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По компонентам деятельности: •  организационно-действенному – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; •  стимулирующему – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; •  контрольно-оценочному – методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По способам изложения учебного материала: •  монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение); •  диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По источникам передачи знаний: •  словесные: рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия; •  наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график; •  практические: упражнение, лабораторная работа, практикум.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства): •  сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.); •  поведение (упражнение, тренировка и т.д.); •  чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.
Принципы обучения – это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса.

Формы обучения

Урок - форма организации деятельности учителя и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок – это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы а их содержание – госстандарт и школьные программы.

Формы обучения

Нетрадиционные формы уроков •  Игра-обобщение •  Урок-пресс-конференция •  Урок-диспут •  Урок-творческий отчет •  Урок-"общественный смотр знаний" •  Урок-соревнование •  Урок-турнир •  Урок типа "КВН" •  Урок "Что? Где? Когда?"

Формы обучения

•  Уроки, которые ведут ученики •  Урок-экскурсия •  Урок-консультация •  Компьютерные игры •  Групповой урок внеклассного чтения •  Конференция старшеклассников •  Урок-семинар •  Уроки решения задач •  Круглый стол •  Лекция-дискуссия •  Лекция-консультация •  Лекция с обратной связью •  Урок-путешествие

Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения, но это очень сложный процесс. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в различных условиях.