Модели общения
Демократический
Авторитарный
Либеральный
(попустительский)
Хаотический
(противоречивый)
предполагает высокий уровень контроля, когда родители и воспитатели признают и поощряют растущую автономию детей, а также тёплые отношения (взрослые открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
характеризуется высоким контролем, взрослые ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Взрослые слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя они и открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка ко взрослому, детям предоставлен избыток свободы, взрослые не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Принятие и не принятие
Язык принятия | Язык непринятия |
Контакт глаз, приветливый взгляд | Игнорирование, строгий взгляд |
Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) | Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы) |
Доброжелательные, приветливые интонации | Негативные, грубые, «нравоучительные» интонации, окрик |
Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности | Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие |
Улыбка | Жесткая» мимика, равнодушное выражение лица |
Одобрение, похвала, комплимент | Негативные оценки, подчеркивание неудачи, |
Позиция «рядом», «вместе» с ребенком | Позиция «над» ребенком |
Поддержка в трудной ситуации | Критика, подчеркивание неудач, высмеивание |
Оценка поступка («Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками») | Негативная оценка личности («Ты очень жадный мальчик») |
«Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») | «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается, как следует») |
Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки | Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки |
Ласковые слова | Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания. |
Просьба | Команды, приказы |
Обращение по имени, использование ласковых форм имени | Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ» |
Опора на сильные стороны ребенка | Подчеркивание «промахов» ребенка |
главные принципы общения с ребенком
Общаемся в утвердительной форме
Нельзя говорить ребенку | Нужно говорить ребенку |
Нельзя переходить улицу на красный свет | Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора |
Не спеши во время еды | Будем, есть не торопясь, потихонечку |
Не кричи так громко | Будем разговаривать тише |
Не рисуй на стене | Рисуй на бумаге |
Не стучи по машинке | Давай покатаем машинку |
Не мешай мне разговаривать по телефону | Я сейчас поговорю по телефону, и мы с тобой поиграем |
Разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, научит его ладить с окружающими и привьет навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений
1. Четко выражайте свои мысли
2. Незамедлительно реагируйте на
поведение ребенка
3. Будьте конкретны
4. Будьте позитивны
5. Активно включайтесь во взаимодействие с детьми
6. Предоставляйте необходимую информацию
Ты – сообщение | Я – сообщение |
Родитель устал – Ты меня утомил – | Родитель устал – Я очень устал – |
Ну что у тебя за вид? | Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей |
Ты мне мешаешь, перестань ползать под ногами | Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь |
Ты не мог бы сделать потише. | Меня очень утомляет громкая музыка |
Ты постоянно не можешь завязать шнурки | Я так устаю каждый раз завязывать всем шнурки, мне бы хотелось, чтобы каждый делал это сам |
Ты никогда не слушаешь меня, с тобой бесполезно что-то обсуждать | Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, будь, пожалуйста, внимательнее |
Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой | Я очень расстроена, что сестренка осталась без конфет |
Ты опять не вынес мусор | Мне было бы очень приятно увидеть чистое, пустое ведро |
Ты очень поздно пришел с прогулки! Где ты задержался | Я очень волновалась, что с тобой что-то случилось. Давай договоримся больше не задерживаться |
Ну что же ты такой неуклюжий! Всех обрызгал грязью из лужи! | Мне очень неловко перед людьми – им придется дома стирать свою одежду. |
«Я -» и «Ты - сообщение»
Условная форма взаимодействия
«Ты меня утомил!» | «Утомленный шумом родитель на ночь сказки детям не читает» |
«Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой» | Умел ошибиться – умей исправиться. Делись!» |
«Ты опять не вынес мусор!» | «Дом вести – не рукавом трясти! Бери мусор выноси». |
«Умение завязывать шнурки большое дело» | «Ты постоянно не можешь завязать шнурки!» |
Разговор от имени предметов
«Ты не бережешь свои игрушки» | «Если игрушки не беречь, то они могут обидеться и уйти» |
1. «Язык принятия»
2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок
«Мне кажется, ты обижен»,
«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»,
«Ты боишься, что у тебя не получится»,
«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела»
4. Метод «смещения негативной оценки» - на самого себя
«Опять ты все перепачкал!» | «Мне обидно, когда не уважают |
«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» | «Мне неприятно такое поведение». |
«Опять подрались. Будете оба наказаны» | «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь». |
«Да сколько же можно повторять!» | «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же». |
4. Метод «смещения негативной оценки» - на третье лицо
«Не смей трогать чужие вещи!» | «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения». |
«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» | «Ребята могут на тебя обидеться». |
на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
«Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» | «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее». |
«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их, потом не хочешь!» | «Об игрушки на полу можно споткнуться». |
«Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел»,
«А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».
7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.