ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 г.Севастополя»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«Компетентностный подход в обучении:
проблемы, идеи, практика»
по теме:
«Компетентность. Ключевые компетентности.
Организация обучения в рамках компетентностного подхода»
Подготовила
учитель английского языка Драч Л.В
2019-2020 учебный год
Компетентность. Ключевые компетентности.
Организация обучения в рамках компетентностного подхода
Задание коллективу:Ув. коллеги! я сейчас буду зачитывать вопросы и спустя несколько секунд отвечать на них. Подсчитайте, сколько у каждого из вас будет правильных ответов на данные вопросы.
1. Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
3. От чего умер Базаров? (От заражения.)
4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
5. Назовите единственное число английского существительного people (person)
6. При каком императоре было отменено крепостное право? (При Александре II.)
7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
10. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)
11. Что производит на архитекторов Европы самое сильное впечатление при посещении Санкт-Петербурга? (Реки, мосты, решетки.)
Есть ли такие, которые смогли ответить на все 11? 10? 9? Результаты свидетельствуют, что таких нет. В основном мы отвечаем на 3-4 вопроса.
Возможно, мы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени на обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Но это доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации,откуда мы можем взять ответы на эти вопросы. И задача учителя - научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться. Что и является в некоторой степени компетенцией.
«Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел.»
Д.Б. Эльконин
(доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог)
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки , а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Идеальный тип человека современности:
Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также, в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества.
Итак, что такое “компетенция”
и “компетентность”?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной
продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентный – знающий, осведомленный, владеющий компетентностью
Компетентность – это способность установить и реализовать связь
между “знанием – умением” и ситуацией.
И так, компетенции – это цели (поставленные
перед человеком), а компетентности – это результаты.
Существует формула компетентности.
Каковы ее основные составляющие?
Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро
изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной,
перевести в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать
эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти
знания.
В-третьих, адекватное оценивание –
себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или
ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или
использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность
= мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет
довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата
остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант
предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников,
направленного именно на формирование их компетентности.
Компетентность является сложным
образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или
направления компетентностей.
Их можно разделить на три группы:
1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной
деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в
различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и
общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных
социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами,
индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность,
навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни,
интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения
делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и
фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение
оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для
собственного развития).
Как
видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них
выделяют ключевые (основные).
Иерархия компетенций:
• ключевые компетенции – относятся к
общему (мета-предметному) содержанию образования;
• общепредметные компетенции – относятся
к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
• предметные компетенции – частные по
отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и
возможность формирования в рамках учебных предметов.
Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:
И так, ключевыми образовательными компетентностями являются:
1. Ценностно-смысловая
(способность учащихся видеть и понимать окружающий мир).
2. Общекультурная (знание особенностей национальных культур).
3. Учебно-познавательная (формирование навыков учебной деятельности: сравнение, анализ, синтез, заключение).
4. Информационная ( Интернет, проекты, работа со словарем).
5. Коммуникативная (способность осуществлять речевую деятельность посредством изучаемого языка и правильным выбором коммуникативного поведения).
6. Социально-трудовая (владение разными социальными ролями).
7. Личностного самосовершенствования (рефлексия: дискуссии, дебаты, стремление к самопознанию).
Что касается формирования у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе,то это и называется компетентностным подходом.
Компетентностный подход даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Решающим звеном подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность школьников.
Цель компетентностного подхода в образовании: преодолеть разрыв между знаниями обучающегося и его практической деятельностью, научить ребенка с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.
Если при традиционном подходе результаты обучения можно охарактеризовать, отвечая на вопрос: "Что нового узнал ученик в школе?", то при компетентностном подходе - вопрос будет звучать иначе: "Чему научился ученик за годы обучения в школе?".
Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
На самом деле, компетентностный подход - дело непростое, но, не используя его, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.
Таким образом, можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.
К целям.
Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
К отбору содержания.
Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.
Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить школьники.
К отбору приемов, методов, средств.
Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.
Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса
С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:
• научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
• научить объяснять явления действительности, их
сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е.
решать познавательные проблемы;
• научить ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия
и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
• научить ориентироваться в мире духовных
ценностей;
• научить решать проблемы, связанные с
реализацией определенных социальных ролей;
• научить решать проблемы, общие для разных
видов профессиональной и иной деятельности;
• научить решать проблемы профессионального
выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях.
Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентностного подхода, а так же конечным результатом обучения.
Выделяют
основные задачи на достижение такого результата обучения, как
компетентность.
– создание условий для развития и
самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на
протяжении всей жизни.
Чем же должен руководствоваться учитель для их
выполнения?
Прежде всего, независимо от технологий,
которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а
личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей
деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни
времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член
общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее
продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос
“почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных
связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает,
а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать
самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним
анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще
практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам
перспективы их обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить
усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте
индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные
подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт
учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно
последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы,
алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание
является для него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек
найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации
жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором: (президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке.)
o уметь жить;
o уметь работать;
o уметь жить вместе;
o уметь учиться.
В заключении фраза в подарок:
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» (слоган компании НАЙК).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.