В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
«Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.»
Что такое функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения?
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности.
Читательская грамотность
Осознанное чтение является основой саморазвития личности и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Математическая грамотность
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;- формулировать эти проблемы на языке математики;- решать эти проблемы, используя математическиефакты и методы;- анализировать использованные методы решения;-интерпретировать полученные результаты с учетомпоставленной проблемы;- формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания :
для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Глобальные компетенции –
это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Креативное мышление
– это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
«Окружающий мир» 1 класс
Что умеет компьютер?
Интернет магазины, мобильные приложения.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Оплата за воду и ее экономия.
Откуда в наш дом приходит электричество?
Оплата за электричество и ее экономия.
Откуда берется и куда девается мусор?
Можно собрать макулатуру и реализовать её.
2 класс
Что такое экономика.
Как разумно делать покупки. Акции в магазине.
Природа и человек .
История денег. Финансовые мошенники. Когда рискуешь ты деньгами?
Мы – зрители и пассажиры.
О стоимости билетов.
Как построить дом.
Как сэкономить на постройке дома.
Как родились ремесла.
Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата.
Государственный бюджет.
Из чего он состоит и как складывается?
Что такое деньги?
Деньги настоящие и ненастоящие?
Семейный бюджет.
Из чего он состоит и как складывается?
Карманные деньги.
Наша дружная семья
Откуда в семью приходят деньги?
3 класс
4 класс
Путешествия по городам и странам.
Деньги в разных странах. Курсы валют.
Основной закон России.
Когда берешь в долг? Что такое страхование?
Человек и информация.
Где можно делать покупки? Интернет магазины.
Путешествие по России.
Как пользоваться банковской картой?
Финансовая грамотность На уроках русского языка
Работа с пословицами
Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать.
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь.
Финансовая грамотность На уроках русского языка
Сочинение-рассуждение по пословицам.
«Друга за деньги не купишь»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Деньги любят счет»
«Не в деньгах счастье»
Работа с фразеологизмами.Купаться в деньгах
(Жить в роскоши, иметь солидный денежный запас)
Деньги не пахнут
(Непринципиальное отношение к тому, каким образом достались деньги)
Куры денег не клюют
(Денег в достаточном количестве, много)
Финансовая грамотность На уроках математики
Элементы игры
1. А побываем мы... где?, вы узнаете, расставив монеты в порядке возрастания:
10р, 5р, 2р, 50 коп, 1р- А что значит в порядке возрастания?
т е а т р
Вот мы возле театра. Что нам нужно купить? (билеты)
"Всем будут розданы билеты
Приготовьте-ка монеты
Вы билеты покупайте
И места вы занимайте"
- У каждого из вас монеты, если вы сосчитаете сумму монет и займете место в соответствии с ответом, то получите билет. (10, 9, 8, 7)
А как называется спектакль, вы узнаете после того как найдете значения вы-ражений, а из полученных букв составите слово. (1р. + 2р., 2р. + 2р., 1р. + 5р., 2р. + 5р., 10р. – 1р., 10р. – 2р., 10р. – 5р.) (группы)
- Итак, как называется представление. ТЕРЕМОК
Игра «Копилка».
Основной целью данной игры является научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства. Также, детям дается понятие о накоплении денежных средств. Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты».
Игра «Кредит»
Детям раздаем карточки с одной неизвестной слагаемой.
4+3+*=12
5+*+2=9
8+*+ 6=17
-Ребята, давайте, подумаем, чтобы получить сумму, что мы должны сделать?
(От суммы ответа отнимаем сумму двух слагаемых).
-Ребята. А давайте, эту неизвестное слагаемое попробуем заменить словом «проценты».
-Чтобы получить определенную сумму, нам нужно доплатить проценты
Финансовая грамотность На уроках математики
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
• «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
• «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
• «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
• «Решение текстовых задач» (Валюты)
• «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
• «Решение задач» (Личные деньги)
Финансовая грамотность На уроках технологии
решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.
Экономное использование:
бумаги, клея, пластилина и т.д
Продуктов для приготовления торта, салата и т.д
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:
«Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения)
«Учись учиться» (работа с различной информацией)
«Разговор о правильном питании» (игры)
«В мастерской кондитера.»
Как работает мастер (Сколько стоит торт), Или как приготовить экономно любое блюдо, расчет затрат на продукты.
• «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
1. Электронные приложения к учебникам.
2. Интернет – ресурсы:
Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. www.azbukafinansov.ru
«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе» http://www.it-n.ru/
«Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.
Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.
http://www.uchportal.ru/load/136
Электронно-образовательные ресурсы.
«Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей.
http://michurin.com/index.htm
Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
https://fmc.hse.ru/primarySchool
Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов
https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/10744/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.