Выполнит е задания и запишите ответы столбиком:1. Поставьте ударение в слове мизерный.2. Образуйте повелительное наклонение глагола проститься.3. Определите склонение существительного всадник.4. Обоих (обеих) сестер.5.Определите количество звуков в слове вьется.
Проверьте правильность выполнения задания:1. МизЕрный2. Простись (проститесь)3. 2 склонение4. Обеих сестер5. 5 звуков
ТЕСТ-ЭКСПРЕСС
(Микро)тема, целос(?)ность текста, пр..извольное и (не)пр..извольное зап..минание, пр..влекать вн..мание, (не)обычность, (целе)направленный, т..зисы, пр..возмогать.
ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
Микротема – сложное слово, целосТность текста (краткое прилагательное «целостен»), прОизвольное и непрОизвольное (автоматически) запОминание (пОмнить), прИвлекать (в значении приближения\присоединения) внИмание (словарное слово), необычность (особенность, странность), целенаправленный (сложное слово), тЕзисы, прЕвозмогать
(= пере = пересилить).
продЕрёшься
- чередование Е/И; нет а
лЕсные
зарОсли
почуВствуешь
поверхносТный
зелЕни
- безударная гласная - лес
/
- чередование О/А;
правописания корней
-раст-, -ращ-, -рос-
- непроизносимый согласный звук [в] в корне,
написание надо запомнить
- непроизносимый согласный звук [т] в корне, проверить - ПОВЕРХНОСТЬ
- зелёный, безударная гласная в корне слова
- проверить можно наречием "сплошь"
сплОшная
Любили – это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени.
Деревенская – качественное прилагательное, так как обозначает качество материала.
Ушибёшься – глагол изъявительного наклонения, настоящего времени.
Руки – нарицательное существительное в винительном падеже.
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ».
Утверждения, с которыми нужно согласиться или не согласиться:
Любили – это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени.
(Относительное)
(Будущего)
(Родительном)
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ РАЗДЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ ШИФР СООТВЕТСТВИЯ.
1.Лексика | 1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова |
2.Фразеология | 2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав. |
3.Словообразование | 3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению |
4.Синтаксис | 4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово |
5.Морфология | 5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов |
6.Фонетика | 6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения |
7.Морфемика | 7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи. |
8.Орфография | 8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук. |
9. Графика | 9.Раздел науки о языке, который изучает нормы литературного языка, а также правила пользования языком как основным средством общения. |
10. Орфоэпия | 10. Раздел науки о языке, который изучает начертание букв алфавита и их соотношение со звуками. |
11. Пунктуация | 11. Раздел науки о языке, который изучает функциональные стили речи. |
12. Стилистика | 12. Раздел науки о языке, который изучает нормы современного русского литературного произношения. |
13. Культура речи | 13. Раздел науки о языке, который изучает правила расстановки знаков препинания. |
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ РАЗДЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ ШИФР СООТВЕТСТВИЯ.
М О Р Ф О Л О Г И Я
Система частей речи в русском языке
Раздел науки о языке, изучающий слова как части речи, называется МОРФОЛОГИЯ.
Все слова в русском языке можно распределить по группам, которые называются частями речи.
ЧАСТИ РЕЧИ – это группы слов, объединенные грамматическими и морфологическими признаками и синтаксической ролью.
ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это признаки, одинаковые для всех слов, относящихся к одной части речи. Например, для имен существительных – это значение предмета, для глагола – действие и т.д.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это общие свойства, постоянные и непостоянные признаки, по которым слова одной части речи делятся на группы. Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Например, для имени существительного – род, число, падеж, склонение и другие, для глагола – время, лицо, наклонение, спряжение и другие.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ указывают на способность частей речи сочетаться в предложении со словами других частей речи и выступать в роли определённого члена предложения. Например, имена прилагательный чаще всего в предложении являются определением, глаголы – сказуемым, наречие – обстоятельством.
Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
В Древней Руси любили некрашеное дерево — тёплое и нежное при прикосновении. И до сих пор деревенская изба полна деревянных вещей. В ней не ушибёшься больно. В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое.
В ней не ушибёш(?)ся больно. В Древней Руси любили (не)крашеное дерево — тёплое и нежное при пр..к..сновении. Дерево всегда тёплое, в нём есть что(то) человеческое. В ней вещ(?) не встретит руки хозяина или гостя (не)ожиданным холодом.4 И до сих пор деревенская изба полна деревя(н, нн)ых вещей.
(По Д. Лихачёву)
ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КАКАЯ ТЕМА ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? ПОЧЕМУ СОВОКУПНОСТЬ ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ТЕКСТ?
ПЕРЕСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом.
Повествовательное.
Невосклицательное.
Простое.
Двусоставное.
Полное.
Распространённое.
Осложнено
В ней – существительное + предлог
вещь – существительное
не встретит – глагол
руки – существительное
хозяина – существительное
или – союз
гостя – существительное
неожиданным – прилагательное
холодом – существительное
Предложение 2 связано с предложением 1 однокоренными словами дерево, деревянных и союзом и;
предложение 3 связано с предыдущим личным местоимением в ней;
предложение 4 связано с 3-им путём повтора местоимения;
предложение 5 связано с предыдущим с помощью антонимов холод – тепло.
С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СЛОВ СВЯЗАНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ,
КОТОРЫЙ У ВАС ПОЛУЧИЛСЯ?
1)В Древней Руси любили некрашеное дерево — тёплое и нежное при прикосновении. 2)И до сих пор деревенская изба полна деревянных вещей.
3)В ней не ушибёшься больно. 4)В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. 5)Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое.
Прочитайте и проанализируйте слова с точки зрения морфологии. По какому признаку их можно распределить на группы? Запишите слова соответствующими группами.
Книга, читать, чтение, двое, интересный, интерес, интересоваться, тридцать пять, радость, радостный, радоваться, что‑то, бодрость, бодрый, знать, знание, свой, три, троечник, тройка, утроить, петь, пение, сколько, синева.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | ГЛАГОЛЫ | ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬ | МЕСТОИМЕНИЯ |
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | ГЛАГОЛЫ | ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬ | МЕСТОИМЕНИЯ |
книга, чтение, интерес, радость, бодрость, знание, троечник, тройка, пение, синева
читать, интересоваться,радоваться, утроить, знать, петь
двое, тридцать пять, три
интересный, радостный, бодрый
что-то, свой, сколько
Расставьте необходимые знаки препинания и
объясните пропущенные орфограммы.
Назовите служебные слова. Какие из них служат для связи слов в словосочетании?
предлоги НА, В, СО
Какие — для связи отдельных слов в предложении и частей сложного предложения? Какое слово употреблено в значении указания?
союз а служит для связи частей сложного предложения,
союз и – для связи однородных членов,
частица вот употреблена в значении указания.
1) Вот бега..т дв..ровый мальчик, в салазки Жучку п..садив, себя в коня пр..образив. 2) Увы, на разные з..бавы я много жизни п..губил! 3) Ура! Мы ломим гнут(?)ся шведы! 4) Лош..ди были давно готовы а мне не хотелось ра(с, сс)тават(?)ся со см..трителем и его дочкой.
1) Вот бегаЕт двОровый мальчик, в салазки Жучку пОсадив, себя в коня прЕобразив. 2) Увы, на разные зАбавы я много жизни пОгубил! 3) Ура! Мы ломим гнутся шведы! 4) ЛошАди были давно готовы, а мне не хотелось раССтаватся со смОтрителем и его дочкой.
Какие неизменяемые слова, употреблённые в предложениях, выражают чувства, эмоции?
1) Вот бегаЕт двОровый мальчик, в салазки Жучку пОсадив, себя в коня прЕобразив. 2) Увы, на разные зАбавы я много жизни пОгубил! 3) Ура! Мы ломим гнутся шведы! 4) ЛошАди были давно готовы, а мне не хотелось раССтаватЬся со смОтрителем и его дочкой.
Неизменяемые слова, которые выражают чувства, эмоции: увы, ура.
Расставаться – глагол, (что делать?), инфинитив.
II. Постоянные признаки:
- 1-е спряжение
- непереходный
- несовершенный вид
Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение.
III. Не хотелось (чего?) расставаться
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Расставаться
Слова служебных частей речи не имеют лексической самостоятельности, т. е. не называют предметы, их действия и признаки, не указывают на них и не являются членами предложения. Употребляются:
Особые группы слов, не относящихся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи, составляют междометия и звукоподражательные слова (ура, увы, эх и др.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.