Познание
процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе. Результатом познания является знание.
Гносеология – наука о познании
Подходы к проблеме познаваемости мира
«Мир познать невозможно!»
«Решающую роль в познании играет опыт, эксперимент»
Агностицизм
Эмпиризм
Подходы к проблеме познаваемости мира
Рационализм
Сенсуализм
«Решающую роль в познании играет разум!»
«Решающую роль в познании играют восприятия и ощущения»
Подходы к проблеме познаваемости мира
Скептицизм: все знания достоверны?
Оптимизм: мир познать возможно!
Большинство ученых: мир познаваем, познание – единство чувственного и рационального
Уровни познания
Чувственное познание
Познание мира при помощи органов чувств
Формы:
Ощущение – отражение отдельных сторон и свойств предмета и явления при непосредственном воздействии на органы чувств
Восприятие – формирование целостного образа предмета и явления при непосредственном воздействии на органы чувств
Представление – обобщенный образ, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств (первая ступень, низшая)
Рациональное познание
Познание мира при помощи разума
Формы:
Понятие – обобщенный образ похожих предметов на основе существенных признаков
Суждение – связь понятий, утверждающая либо опровергающая что-либо
Умозаключение – выводное знание из двух и более суждений
Уровни познания
Чувственное познание
непосредственность – прямое воспроизведение объекта
наглядность и предметность
воспроизведение внешних сторон и свойств предметов
Рациональное познание
опора на результаты чувственного познания
абстрактность и обобщенность возникающих образов
воспроизведение на основе внутренних закономерных связей и отношений
Особенности научного познания
Стремление к объективности
Целенаправленность
Точность, доказательность, проверяемость
Выявление законов и закономерностей
Определенные методы
Универсальность
Уровни научного познания
Эмпирический
выявление объективных фактов, со стороны очевидных связей
использует чувственные формы познания
главная задача – описание предметов и явлений
Теоретический
выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых, внутренних связей и отношений
использует рациональные формы познания
главная задача – объяснение предметов и явлений
Формы научного познания
Эмпирический
Научный факт – отражение объективного факта в сознании – описание посредством языка
Эмпирический закон – обобщение опытных фактов
Теоретический
Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникших в ходе познания
Гипотеза – предположение, носящее вероятностный характер и нуждающееся в доказательстве, проверке, обосновании
Теория – развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
Методы научного познания
Эмпирический
Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для исследования
Эксперимент – исследование предмета путем активного воздействия на него при помощи создания определенных условий
Измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Теоретический
Анализ – разложение целого на части
Синтез – воссоединение целого из частей
Индукция – от частного к общему
Дедукция – от общего к частному
Моделирование
Абстракция
Аналогия
Идеализация
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.