Презентация на тему "Познание"

  • pptx
  • 12.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала №6Познание.pptx

Познание

Познание

процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе. Результатом познания является знание.
Гносеология – наука о познании

Подходы к проблеме познаваемости мира

«Мир познать невозможно!»

«Решающую роль в познании играет опыт, эксперимент»

Агностицизм

Эмпиризм

Подходы к проблеме познаваемости мира

Рационализм

Сенсуализм

«Решающую роль в познании играет разум!»

«Решающую роль в познании играют восприятия и ощущения»

Подходы к проблеме познаваемости мира

Скептицизм: все знания достоверны?
Оптимизм: мир познать возможно!
Большинство ученых: мир познаваем, познание – единство чувственного и рационального

Уровни познания

Чувственное познание

Познание мира при помощи органов чувств
Формы:
Ощущение – отражение отдельных сторон и свойств предмета и явления при непосредственном воздействии на органы чувств
Восприятие – формирование целостного образа предмета и явления при непосредственном воздействии на органы чувств
Представление – обобщенный образ, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств (первая ступень, низшая)

Рациональное познание

Познание мира при помощи разума
Формы:
Понятие – обобщенный образ похожих предметов на основе существенных признаков
Суждение – связь понятий, утверждающая либо опровергающая что-либо
Умозаключение – выводное знание из двух и более суждений

Уровни познания

Чувственное познание

непосредственность – прямое воспроизведение объекта
наглядность и предметность
воспроизведение внешних сторон и свойств предметов

Рациональное познание

опора на результаты чувственного познания
абстрактность и обобщенность возникающих образов
воспроизведение на основе внутренних закономерных связей и отношений

Виды познания

Обыденное

Мифологическое

Художественное

Социальное

Научное

Религиозное

Паранаучное

Особенности научного познания

Стремление к объективности
Целенаправленность
Точность, доказательность, проверяемость
Выявление законов и закономерностей
Определенные методы
Универсальность

Уровни научного познания

Эмпирический

выявление объективных фактов, со стороны очевидных связей
использует чувственные формы познания
главная задача – описание предметов и явлений

Теоретический

выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых, внутренних связей и отношений
использует рациональные формы познания
главная задача – объяснение предметов и явлений

Формы научного познания

Эмпирический

Научный факт – отражение объективного факта в сознании – описание посредством языка
Эмпирический закон – обобщение опытных фактов

Теоретический

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникших в ходе познания
Гипотеза – предположение, носящее вероятностный характер и нуждающееся в доказательстве, проверке, обосновании
Теория – развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Методы научного познания

Эмпирический

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для исследования
Эксперимент – исследование предмета путем активного воздействия на него при помощи создания определенных условий
Измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение

Теоретический

Анализ – разложение целого на части
Синтез – воссоединение целого из частей
Индукция – от частного к общему
Дедукция – от общего к частному
Моделирование
Абстракция
Аналогия
Идеализация