Презентация "Основ религиозных культур и светской этики"

  • ppt
  • 12.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основы религиозных культур.ppt

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Р.И. Моисеева
Учитель начальных классов

ТОГКОУ С (К)ОШИ №15 I, II вида

Икона Божией Матери «Казанская» Ярославская

Осно́вы све́тской э́тики — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-я четверть 4-го класса и 1-я четверть 5-го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России[1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — планируемый ко включению во всех регионах с 2012 года

Икона Божией Матери
«Казанская» Ярославская

Духовный мир человека

Духовный мир — это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится. Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Тихвинская икона Божией Матери

Основы светской этики
Основы православной культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы исламской культуры
Основы мировых религиозных культур

Что изучается в курсе «Основы православной культуры»

ЭТИКА
МОРАЛЬ
НРАВСТВЕННОСТЬ

Слово ЭТИКА происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. До н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н. э. – получило название МОРАЛЬ. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

ЭТИКА (обычай, нрав, характер) МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ

Слово «Мораль» в современном языке
означает то же самое,
что и «Нравственность». Поэтому эти слова синонимы.

М О Р А Л Ь

Человек усваивает традиции, обычаи, нравы, которые входят в привычку.

Опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает её соблюдать моральные нормы.

Основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

Моральные качества человека по Аристотелю

Мужество
Умеренность
Щедрость
Правдивость
Дружелюбие
Любезность
Справедливость

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ

В способности жить в обществе.
В практическом общении.
В совместной деятельности людей.

Икона Божией Матери «Благодатное небо»

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»

«(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»


Вы такие разные – и все таки вы вместе!!!

ДОБРО И ЗЛО

Наиболее общие понятия морального сознания, категории ЭТИКИ, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности, противоположность того, что отвечает содержанию требований нравственности и того, что противоречит им.

«Добро – это хорошо, зло – это плохо»

«Так принято» или «так не принято».
«Так все делают».
«Как люди, так и я».
«Так исстари велось».
«Наши отцы и деды так поступали и мы будем так же».

ДОБРОЕ - ВЕЧНОЕ

Доброе – прерогатива этики;
Истинное – прерогатива науки;
Трагическое, сентиментальное, возвышенное и т.п. – являются категориями – «гибридами». Они вмещают в себя и этическое, и религиозное содержание.

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Достигайте в семье согласия и взаимопонимания.
Ориентируйтесь на доброжелательный стиль общения.
Трудности, радости, неудачи, успехи переживайте вместе.
Чередуйте труд и отдых.
Поддерживайте и развивайте семейные традиции и праздники.
Стремитесь проводить воскресные дни вместе.

Икона Божией Матери «Владимирская»

Как регулировать поведение детей в семье?

Давать детям поручения и следить за их выполнением.
Рассказывать детям о своём прошлом, о том , как Вы поступали в той или иной ситуации.
Создавать атмосферу благополучия.
Содействовать проявлению самостоятельности детей через доверие, уважение, внимание.
Помогать детям в их делах.
Не обрушивать на головы детей невыполнимые или трудновыполнимые требования.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ
fom.ru/obshchestvo/10996
Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ
www.orkce.org/
Лев Усыскин: Основы религиозных культур и светской этики ...
polit.ru/article/2013/02/16/orkse/