Приоритетной целью современного
российского образования
становится
не репродуктивная передача знаний,
умений и навыков от учителя к ученику, а
полноценное формирование и развитие
способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему,
формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и
оценивать полученный результат
«научить учиться».
Каковы же особенности современного урока?
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия,термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний:-Мотивационный этап.-Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия-Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия-Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.-Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.-Первичное закрепление нового знания.-Самостоятельная работа и проверка по эталону.-Включение в систему знаний и умений.-Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать принеобходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС-Мотивационный этап.-Актуализация знаний и осуществление первичного действия.-Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.-Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).-Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.-Обобщение выявленных затруднений.-Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.-Включение в систему знаний и умений.-Осуществление рефлексии.-В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретическиепредположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания вструктуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение дляпоследующего обучения.
Структура урока систематизации знаний-Самоопределение.-Актуализация знаний и фиксирование затруднений.-Постановка учебной задачи, целей урока.-Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.-Реализация выбранного проекта.-Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.-Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля-Мотивационный этап.-Актуализация знаний и осуществление пробного действия.-Фиксирование локальных затруднений.-Создание плана по решению проблемы.-Реализация на практике выбранного плана.-Обобщение видов затруднений.-Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.-Решение задач творческого уровня.-Рефлексия деятельности.
Тип №5. Урок коррекции знаний (работа над ошибками)
Помогает школьнику осознать причину ошибок, скорректировать знания,наметить план работы на будущее.
Структура урока коррекции знаний:Мотивационная часть.В начале урока проводится работа над наиболее часто встречающимисяошибками, но учитель не комментирует суть ошибки, а предлагаетшкольникам определить, в чем ее причина и как ее можно было избежать.Обычно это коллективный этап работы.Если позволяет время, затем можно провести групповой этап, разделившкольников на группы в соответствии с их ошибками. Тем, кто выполнилработу безошибочно, на данном этапе можно предложить заданияповышенной сложности.Следует провести этап индивидуальной работы, в ходе которого предложитькаждому школьнику наметить для себя план коррекции (повторить какуюлибо тему) и определиться, что он может сделать сам, а в чем ему нужнапомощь.Рефлексия на таком уроке особенно важна (собственно, предыдущий этапкак раз и есть подготовка к качественной рефлексии).
Тип №6. Комбинированный урок
Предназначен для выработки умения самостоятельно применять новыезнания на практике.
Цель: решить несколько дидактических задач.
Структура комбинированного урока:-Организация начала урока.-Проверка домашнего задания, постановка цели урока.-Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.актуализация знаний и практических и умственных умений.-Изучение нового материала, в том числе и объяснение.-Закрепление изученного материала на данном уроке и ранеепройденного, связанного с новым.-Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранееполученными и сформированными.-Подведение итогов и результатов урока.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Урок открытия нового знания: экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии: сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок (чаще всего).
Урок общеметодологической направленности: конкурс, конференция, экскурсия,консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок совершенствование.
Урок развивающего контроля: письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов,тестирование, конкурсы.
Урок коррекции знаний: обсуждение, консультация, конференция и т.п.
Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:
I этап. Организация класса (орг. момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VIII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
I Х этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
I этап. Организация класса (организационный момент) (1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
-у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
-включение детей в деятельность;
-выделение содержательной области.
Приёмы работы:
-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
-девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
-самопроверка домашнего задания по образцу.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
-актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
-создание проблемной ситуации;
-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут)
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.
- Способы: диалог, групповая или парная работа.
- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
-Выведение алгоритма.
V этап. Физкультминутка. VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- Способы: фронтальная работа, работа в парах.
- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
-Выполняется письменно.
- Методы: самоконтроль, самооценка.
VIII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
- Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
- Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
IХ этап. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)( итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Что же характерно для современного урока?
Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
В чём новинка?
Если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.