Презентация по Истории Нижегородского края
Оценка 4.8

Презентация по Истории Нижегородского края

Оценка 4.8
ppt
16.10.2022
Презентация по Истории Нижегородского края
Развитие системы образования в губернии.ppt

Развитие системы образования в губернии

Развитие системы образования в губернии

Развитие системы образования в губернии.

План урока 1. Реформа системы государственного образования и открытие

План урока 1. Реформа системы государственного образования и открытие

План урока

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.
2. Создание уездных училищ и приходских школ.
3. Учреждение Александровского дворянского института.
4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и его воспитанники.

Реформа системы государственного образования и открытие

Реформа системы государственного образования и открытие

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

В 1802 г. Министерством народного просвещения были созданы четыре ступени учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища и четырехгодичные гимназии и университеты, взаимосвязанные между собой. Вся территория страны разделялась на шесть учебных округов с университетом в центре каждого. Главные народные училища преобразовались в гимназии и провозглашались всесословными учебными заведениями. Выпускники гимназий могли поступить в университет или работать учителями в начальных школах.


Реформа системы государственного образования и открытие

Реформа системы государственного образования и открытие

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

Нижегородская губерния вошла в состав Казанского учебного округа. Главное народное училища преобразовалось в Нижегородскую всесословную гимназию, которая была торжественно открыта 12 марта 1808 г. Она размещалась на Благовещенской улице в каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по сторонам.

Реформа системы государственного образования и открытие

Реформа системы государственного образования и открытие

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

Первым директором стал один из талантливых учителей Иван Иванович Кужелев. Преподаватели гимназии были весьма образованными людьми. Один из учителей стал известен тем, что в конце 1834 г. начал проводить первые метеорологические наблюдения в Н. Новгороде.

Реформа системы государственного образования и открытие

Реформа системы государственного образования и открытие

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

В гимназию принимались дети всех сословий. Согласно учебному плану 1819г., изучались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, математика, история, география, латинский, греческий, французский, немецкий языки, естественная история, технология, древности, мифология, чистописание.
В 1828 г. Нижегородская гимназия перешла на семиклассную структуру обучения.

Реформа системы государственного образования и открытие

Реформа системы государственного образования и открытие

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

Гимнастическое образование
разделялось на общее (3 года) и
специальное (4 года) с углубленным
изучением части предметов и
специальных курсов.
Для повышения качества
образования были введены должности
инспектора и почетного попечителя
гимназии.
Первым почетным попечителем стал в
1834г Н.В. Шереметев – бывший член
Северного общества декабристов,
участник Кавказской войны,
завершивший военную службу в чине
штабс-капитана.

Реформа системы государственного образования и открытие

Реформа системы государственного образования и открытие

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

В гимназии была принята система
исправительных мер в отношении
проступков учеников. В гимнастическом
уставе они перечислялись в следующем
порядке: 1) выговор, 2) пристыжение,
3) лишение высшего места в классе,
4)выставление имени виновного ученика
на черной доске, 5) заключение в
запертом классе (карцере), 6) наказание
розгами (для трех младших классов) или
исключение из гимназии (для четырех
старших классов). Устав поясняет, что
первые три меры могли быть приняты
учителем или инспектором, 4 и 5 –
только директором, 6- только советом
гимназии. За исполнением наказания
наблюдал инспектор.

Создание уездных училищ и приходских школ

Создание уездных училищ и приходских школ

2. Создание уездных училищ и приходских школ.

Одновременно с открытием гимназии создается вторая ступень образования –
двухгодичные уездные училища. В начале XIX в. в Нижегородской губернии они
были открыты в Н. Новгороде, Арзамасе, Балахне и Горбатове, позднее были открыты
и в других городах губернии, кроме Княгинина. Здесь обучались дети купцов, мещан и
мелких чиновников. С 1828 г. срок обучения вырос до трех лет. Помимо
основных общеобразовательных предметов учащиеся получали основы начального
профессионального образования (по канцелярской части, по торговой и пр.). Лучшие
выпускники поступали в Нижегородскую всесословную гимназию.

Создание уездных училищ и приходских школ

Создание уездных училищ и приходских школ

2. Создание уездных училищ и приходских школ.

Низшей ступень образования были приходские училища (школы), которые действовали
при церковных приходах. Первые были открыты в Н. Новгороде – Благовещенское и
Канавинское, в позднее и в уездных городах. Так, 7 сентября 1811г. Приехавший в Балахну
директор Нижегородской гимназии И.И.Кужелев объявил об открытии двух приходских
училищ – Покровского и Спасо-Преображенского. Но помещений для них не было. В 1815г.
городской голова П.Ф.Минин подарил Покровскому училищу свой просторный дом на
ул. Покровской. К этому времени в училище обучались 59 воспитанников, среди них был
дед М. Горького – Василий Каширин. В Спасо-Преображенском училище, которое
приобрело свое задние в 1818 г, числилось 18 учеников.

Создание уездных училищ и приходских школ

Создание уездных училищ и приходских школ

2. Создание уездных училищ и приходских школ.

Каждый год училища
подвергались проверкам на разных
уровнях. В Балахну чаще всего
прибывали инспектора Казанского
учебного округа, но бывали и
исключения. Так, 20 июня 1834г
балахнинские училища инспектировал
сам губернатор – генерал –майор М.П.
Бутурлин. В ходе проверки он
непосредственно наблюдал за
чистописанием и правописанием
учащихся, устроил им испытание по
Закону Божию, российской истории и
географии, осмотрел библиотеку,
интересовался ходом учебного
процесса, учительскими нагрузками,
отметил порядок в училищных
зданиях и стопроцентную явку.

Учреждение Александровского дворянского института

Учреждение Александровского дворянского института

3. Учреждение Александровского дворянского института.

30 августа 1844 г. в честь цесаревича Александра был открыт Александровский дворянский институт Среднее общеобразовательное мужское заведение для подготовки дворянских детей к поступлению в университеты. Он был создан на основе ранее существовавшего благородного пансиона при Нижегородской гимназии. Строительство здания осуществлялось в 1843-1846гг.

Учреждение Александровского дворянского института

Учреждение Александровского дворянского института

3. Учреждение Александровского дворянского института.

Первым директором института стал Михаил Фролович Грацинский. Выпускник Санкт-Петербургского педагогического института, профессор греческой словесности Казанского университета, до прихода до прихода в Александровский институт был директором Нижегородской гимназии.

Учреждение Александровского дворянского института

Учреждение Александровского дворянского института

3. Учреждение Александровского дворянского института.

В первый учебный год в институт были приняты 76 студентов. Они изучали Закон Божий, русскую грамматику и словесность, логику, латинский и иностранные языки, математику, физику, естественную историю, сельское хозяйство, российское законоведение и судопроизводство, географию и статистику, историю и др. предметы. Также обязательными предметами были танцы, музыка, гимнастика.
Многие выпускники института принесли славу Н. Новгороду и России, среди них поэты и писатели И. Рукавишников, В. Садовский, А. Звенигородский, А. Мариенгоф, композитор М. Балакирев, историк К. Бестужев-Рюмин, скульптор В. Кикин, актер В.Яхонтов и др.

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

С 1802-1861гг в Арзамасе действовала первая в России провинциальная художественная школа. Ее организатором и руководителем стал русский живописец Александр Васильевич Ступин (1776-1861). Он закончил иконописную школу и народное училище. В 1800 г поступил в Императорскую Академию художеств г. Санкт-Петербурга и успешно закончил ее.
После окончания обучения вернулся в г.Арзамас и открыл собственную рисовальную школу, которая стала первым в России частным заведением подобного рода.

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

Школа быстро завоевала доверие жителей Арзамаса и привлекла множества желающих обучаться искусству живописи. А.В. Ступин установил творческие контакты с Академией художеств. Его воспитанники не раз получали за свои работы престижные медали Академии, а некоторые из них впоследствии продолжили обучение в самой Академии.

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

В 1809г . А.В. Ступин привез в
Академию художеств свих
воспитанников: сына Рафаила,
Ивана Горбунова и Михаила
Коринфского – самоучку
резчика, который был обязан
своим художественным
развитием школе, хотя и не
являлся ее учеником. Все трое
были приняты в Академию.
После окончания обучения сын
Рафаил вернулся в Арзамас и
преподавал вместе с отцом.
Михаил Коринфский стал
известным архитектором. По его
проектам строили гражданские и
культовые здания в Арзамасе.

Рафаил Ступин

Михаил Коринфский

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

Талантливым художником,
академиком Академии художеств
стал воспитанник Н.М. Алексеев.
В 1837г. На выставке работ школы,
проходившей на Нижегородской
ярмарке, царь Николай I приобрел за
150 руб. серебром два вида
Н. Новгорода, написанные с натуры
Н.М. Алексеевым.

Николай Михайлович Алексеев (1813 —1880) — русский живописец, мозаичист и педагог, академик Императорской Академии художеств.

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

В разные годы серебряными медалями
Академии художеств были отмечены
работы учеников арзамасской школы
Кузьмы Макарова, Ивана Соколова,
Афанасия Надеждина, Павла Рачкова,
Василия Бовина и др.
Василий Перов, ставший
впоследствии знаменитым русским
художником, также был учеником
Ступина.

«А. В. Ступин с учениками» (художник Н. М. Алексеев получил за эту картину звание академика ИАХ)

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

В разные годы серебряными медалями
Академии художеств были отмечены
работы учеников арзамасской школы
Кузьмы Макарова, Ивана Соколова,
Афанасия Надеждина, Павла Рачкова,
Василия Бовина и др.
Василий Перов, ставший
впоследствии знаменитым русским
художником, также был учеником
Ступина.

«А. В. Ступин с учениками» (художник Н. М. Алексеев получил за эту картину звание академика ИАХ)

Арзамасская художественная школа

Арзамасская художественная школа

4. Арзамасская художественная школа А.В.Ступина и ее воспитанники.

В 1845г. А.В. Ступин был
награжден орденом Святого
Владимира IV степени за
распространение живописи в
Отечестве». Школа А.В.Ступина,
выпустившая из своих стен около 170
художников, была знаменита на всю
Россию.
Наиболее известными картинами
А. В.Ступинова стали «Мальчик и
листком» и портрет Е. М. Ступиной.
Арзамасцы бережно хранят память о
земляке. В Арзамасе есть памятник,
посвященный Александру Васильевичу,
его именем названа улица и детская
художественная школа. В городском
историческом музее есть зал, где выставлены
работы художника и его учеников.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022