ПЛАН
1. Что такое труд? Каким он бывает?2. Что создаётся в результате труда?3. Как труд оценивается?
4. Богатство и бедность.
Вспомните -
Труд - это деятельность человека, которая имеет определенную цель, требует специальных знаний и умений и всегда приводит к результату
В чем отличие труда человека от «труда» животных ?
планирование своего труда,
создание нужных машин и механизмов,
умение человека работать творчески,
cовместное изготовление орудий труда
?
Валерий Яковлевич Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: _______
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг ________
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано ________:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ______! ….
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
ЭТО СЛОВО: «ТРУД»
1. Что такое труд? Каким он бывает?
ТРУД —
ЧТО ЭТО?
ЗАДАНИЕ:
СМОТРИ УЧЕБНИК, СТР. 74. ВЫДЕЛИ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (ПРИЗНАКИ) ТРУДА
ТРУД — ЭТО
1) Работа, занятие.2) Результат деятельности, работы, произведение.3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.
2 ЛЮБЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТРУД» ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ:
Труд различается по содержанию и сложности
УМСТВЕННЫЙ — ФИЗИЧЕСКИЙ, простой — сложный
творческий — традиционный, индивидуальный - коллективный
Сизифов ТРУД
Сизи́ф (точнее Сиси́ф, др.-греч. Σίσυφος) — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.
Отсюда выражение «сизифов труд», означающее тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки
ПРОФЕССИИ:
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИЙ (ТРУДА), ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В СПИСКЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
НАЧНИ СВОЙ ОТВЕТ ТАК:
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
2. ЧТО СОЗДАЁТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: СТР. 76
1) прочитайте текст, объясните утверждение Адама Смита, опровергните или докажите его.
2) Рассмотрите рисунки на стр. 76 и выполните задание.
АДАМ СМИТ -
английский экономист (1723 — 1790 гг)
«Не на золото и серебро а только
на труд первоначально были приобретены
все богатства мира»
ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ:
Что создаётся трудом?
Товар
услуга
– бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь
– продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём.
ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ
По морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище,
Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода.
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
ОТВЕТЫ: строитель, водолаз, парикмахер,
хирург, шахтёр, сантехник, ветеринар, повар
Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает.
Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся? Вспоминай
И быстрей ответ давай.
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
3. КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ ТРУД?
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПРЕМИЯ, ПОВЫШЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ
ВЫГОВОР, ШТРАФ, УВОЛЬНЕНИЕ
труд оценивается по количеству и качеству
Задание: закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Всё названное выше составляет ________________________ семьи.
Задание: закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил
ЗАРПЛАТУ (ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ) .
Маша учится в строительном институте и получает СТИПЕНДИЮ .
Бабушка каждый месяц получает
ПЕНСИЮ .
На младших детей в семье мама получает ПОСОБИЕ .
Всё названное выше составляет
БЮДЖЕТ семьи.
Странное дело,
А может быть, нет ―
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет,
Но про него говорили:
— Художник!
— Как вы думаете, почему про него так говорили?
Странное дело,
А может быть, нет ―
Жил-был на свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него говорили:
— Сапожник!
— Как вы думаете, почему труд художника сравнили с трудом сапожника?
— Какой еще вывод можно сделать из этого стихотворения?
Роман Сеф «Странное дело»
Кончил дело — гуляй смело.
Делаешь наспех — сделаешь на _____.
Где работа - там густо, а в ленивом доме _____.
Хочешь есть калачи — не ______ на печи.
Всякий ________ на деле познаётся.
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
Землю красит солнце, а человека — ______.
Делу — время, а потехе — _____.
Кто не ________, тот не ест.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а ______ портит.
Без труда жить — только небо ______.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Кто привык _______, тому без дела не сидится.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Каков ________, такова и работа.
Есть терпение — будет и _______.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ:
Человек, пусто, работает, мастер, лень, труд, сиди, смело, коптить, час, трудиться, умение, смех
Терпенье и труд все перетрут
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Сделал дело – гуляй смело
Делу время – потехе час
Труд кормит, а лень портит
Работа не волк – в лес не убежит
Долог день до вечера, коли делать нечего
Кто не работает, тот не ест
Сколько потопаешь, столько и полопаешь
Проверим – как вы знаете пословицы о труде
БАСНЯ
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
(Л. Толстой)
Как вы понимаете смысл этой басни?
4. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ
Богатство -
1) это все, что ценят люди
2) изобилие у человека или общества различных ценностей
Бедность — состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности человека, семьи, государства
«Богатство обязывает» — в этих двух словах заключена основа благотворительности.
— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 78—79 учебника. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
— Что вы узнали о героях рубрики?
— Какую память оставили о себе братья Третьяковы в России?
— Правильно ли они поступали?
Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной) помощи тем, кто в этом нуждается.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.