Комитет образования , науки и молодежной политики
Волгоградской области
ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
Из опыта работы по теме:
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Автор:
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Мелихова Галина Николаевна
Конкурентноспособная личность
В XXI веке возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии. Уверенно вступать в социальные отношения, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, специалиста, способного к самосовершенствованию, активной адаптации на рынке труда.
Под конкурентоспособностью понимается социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха: учебе, профессиональной и в непрофессиональной деятельности.
ФГОС СПО
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает переход от квалификационной модели подготовки выпускника, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками к компетентностной модели подготовки специалиста, обладающего определенными компетенциями, под которыми понимается общий результат освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС выпускник техникума должен обладать целостной системой общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые формируются в течение всего периода обучения. В современном информационном обществе метод проектов при грамотном его использовании становится основой образовательного процесса.
Проектная и исследовательская деятельность студентов - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений освоения компетенций.
Цели и задачи проекта
Цели: Создание условий для развития обучающихся, их самоопределения и самореализации в учебной деятельности в результате использования исследовательской деятельности и метода проектов.
Основные задачи:
умение самостоятельно конструировать свои знания;
развитие познавательных, творческих навыков обучающихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического мышления;
использование информационных технологий.
Описание опыта
Суть проектов - стимулировать интерес обучающихся к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.
Развитие проектной деятельности
На первых своих занятиях, рассказываю обучающимся о значении профессии строителя в современном обществе, провожу анкетирование и диагностику увлечений.
Все занятия стараюсь проводить с демонстрацией наглядных пособий, современных инструментов, материалов, видео и презентаций по различным темам строительных работ.
Предлагаю обучающимся заниматься в студии технического творчества.
После изучения блоков тем приступаем к разработке различных проектов.
Результаты работы
После завершения проекта обучающиеся смогут:
проводить самостоятельный поиск информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
работать в команде;
уважать различные мнения;
эффективно общаться;
участвовать в предметных декадах, олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Проект «Арт-кафе»
Над проектом «Ландшафтный дизайн территории» работали обучающиеся группы №2К Храпов Андрей,
Васильев Евгений, Бужан Федор.
Храпов Андрей выступил с своим проектом на студенческой конференции техникума, где занял I место.
Проект WorldSkills
Для профессионального образования важнейшим аспектом является участие студентов в практико-ориентированной деятельности, чему способствует ежегодное проведение конкурсов, в рамках движения WorldSkills – молодые профессионалы, благодаря которому проектная деятельность прочно закрепилась в образовании.
Региональные чемпионаты WorldSkills проводится теперь ежегодно, и задействуется в нем все больше студенческой молодежи.
Наши студенты участвуют в региональных чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)
Сначала обучающаяся Алексеева Е. принимала участие во всероссийском конкурсе проектов;
Открытая защита проектов
Участие в I чемпионате, результат- III место
Результаты работы
После завершения проекта обучающиеся смогут:
- проводить поиск информации и использовать её в профессиональной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической направленности и повседневной жизни;
- работать в команде и эффективно общаться;
- участвовать в предметных декадах, олимпиадах, конкурсах, конференциях, чемпионатах;
- уметь выходить из сложных проблемных ситуаций.
Заключение
Таким образом, компетентностный подход к формированию конкурентоспособной личности в условиях нового образования поможет обеспечить достижение важной цели профессионального образования - подготовки молодых квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности и эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Спасибо за внимание, творческих успехов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.