Цель
повысить психологическую грамотность воспитателей по проблеме детской лжи; дать рекомендации по воспитанию в детях таких качеств как доверие, честность.
Ложь – типичная проблема детства. Есть много причин по которым дети лгут. И не всегда это связано с желанием ребенка обмануть.
Условия жизни ребенка таковы, что его развитие не может не сопровождаться ложью. Однако будет ли это поведение закреплено или нет – определяется реакцией взрослых. Педагогу необходимо знать, что ложь ребенка – не трагедия, а условие становления личности, и разрешение этой проблемы ведет не только к личностному росту ребенка, но и личностному росту взрослого, столкнувшегося с ложью ребенка и нашедшего адекватный выход из ситуации.
Прежде чем начать разговор о том, что скрывает детская ложь, стоит ответить на вопросы:
- почему взрослых так задевает обман ребенка?
- почему они прощают обман всем вокруг, начиная с газет и заканчивая собственными родителями и близкими друзьями?
- почему они прощают его своим возлюбленным, наконец, себе, но не готовы сделать это допущение в отношении ребенка?
Григорий Остер
Требуют тебя к ответу?
Что ж умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли.
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
«Кто игрушки разбросал?»
Отвечай, что это папа приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он бил тебя ногой по шее и ругался как бандит.
Если спросят, кто на кухне все котлеты искусал,
Отвечай, что кот соседский, а возможно, сам сосед.
В чем бы ты не провинился, научись держать ответ.
За свои поступки каждый должен смело отвечать.
Взрослых задевает не ложь сама по себе, а ощущение предательства, нарушение искренних подлинных отношений.
Ложь – привычный компонент нашей культуры, а искренность необходимая составляющая теплого общения. Искренность, доверие между учеником и взрослым – надежная опора эффективного обучения.
Любой воспитанный человек иногда вынужден или просто лгать, или говорить полуправду исключительно из чувства такта, хорошего тона.
Существует явное противоречие. Если бы взрослые хотели воспитать честных людей, они не рассказывали бы детям сказки, в которых содержится обман просто потому, что в них добро всегда побеждает зло и справедливость торжествует.
Если бы мы рассказывали детям правдивые истории захотелось бы им жить в этом мире?
Культура вводит ребенка в мир постепенно, охраняя до поры слабую детскую психику от проблем, которые пока вне ее компетенции. Она предлагает ребенку задачи соответственно возрасту и возможностям психики понять происходящее. Получая знания таким образом, ребенок учится преодолевать проблемы, а не избегать их как бывает, когда он встречается с обстоятельствами для борьбы с которыми у него нет ни сил, ни возможностей.
Бывает правда, о которой можно рассказать только с помощью лжи. Правда иногда бывает не только жестокой, но и неэстетичной. И тогда человеческое существо отказывается принимать ее. Но оно может принять ее, если она излагается в мягком формате лжи например в романе, в кино, в пересказе близкого человека.
Григорий Остер
Есть надежный способ папу навсегда свести с ума.
Расскажите папе честно, что вы делали вчера.
Если он при этом сможет удержаться на ногах
Объясните, чем заняться завтра думаете вы.
И когда с безумным видом папа песни запоет
Вызывайте неотложку. Телефон ее 03.
Напрашивается два вывода из всего сказанного: взрослые хотят, чтобы дети были с ними честны, хотя сами разрешают себе другое поведение; взрослые хотят, чтобы дети были честны с ними тогда, когда это нужно взрослым, но при этом были хорошо адаптированы в культуре, где ложь является одним из компонентов жизни.
Каждого взрослого задевает ложь только по отношению к нему лично в определенный момент. Они хотят, чтобы ребенок как и взрослый, соотносил лова с контекстом в котором они произносятся. Не этому ли
мы учимся сами каждый день всю жизнь?
Это не значит, что не надо хотеть говорить правду. Однако прежде чем решить, как воспитывать детей, мы должны осознать, чего мы добиваемся от ребенка, что мы хотим получить в результате.
Отсутствие доверия создает ощущение небезопасности среды обучения, снижает обучающий потенциал педагога. Доверие и интимность не появляются внезапно. Они взращиваются не словами, а поступками, почти физическим ощущением плеча, на которое можно опереться. Оно формируется взаимно ребенком и педагогом.
То, что это так, подтверждается основным способом, позволяющим научить ребенка не врать. Ученик, в котором сформировано доверие к педагогу, крайне дорожит им. Как только он осознает, что ложь стоит ему этого доверия, он предпочтет быть правдивым, чтобы сохранить его.
Это не значит, что он никогда не будет лгать. Он будет лгать в крайних случаях, тогда, когда будет думать, что содеянное им может повлиять на узы доверия.
Но если отношения между учеником и педагогом не столь доверительны, а в большей мере сухи и холодны, то влиять на учеников можно только методами наказания, и тем более жесткими, чем меньше доверия. Но и это не будет гарантией правдивости.
Эти рассуждения ведут к двум следствиям:
1. Дети обязательно в какой-то момент начинают лгать.
2. Преодоление этой проблемы является важнейшим фактором личностного роста как ребенка, так и взрослых, находящихся вместе с ним, то есть родителей и учителей. Поэтому столкновение с детской ложью - задача, решение которой ведет к развитию и психологическому росту всех.
В разные возрастные периоды дети будут лгать по разным причинам просто потому, что на каждом новом этапе развития они решают разные проблемы.
Ложь дошкольника.
До определенного момента дети не лгут вообще. Однако не потому, что у них есть врожденное чувство правды. Это связано с тем, что ребенок слишком мало знает и слишком плохо выражает свои мысли, чтобы врать. Ложь требует больше умственных усилий, чем правда.
Григорий Остер
Если выгуляли в шапке, а потом она пропала
Не волнуйтесь, маме дома можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво, чтобы глядя восхищенно,
Затаив дыханье, мама, долго слушала вранье.
Но уж если вы наврали про потерянную шапку,
Что ее в бою неравном отобрал у вас шпион,
Постарайтесь, чтобы мама не ходила возмущаться
В иностранную разведку, там ее не так поймут.
Поскольку ребенок маленький, его не стоит пугать и наказывать. Сначала следует рассказать о том, что есть правда и ложь.
Правда – это событие, а ложь – это когда мы скрываем, изменяем или искажаем правду. Мы объясняем, что когда человек говорит не то, что произошло, а скрывает это или изменяет хоть что-то в реальности, то он лжет. Очень важно спросить ребенка, почему он солгал в первый раз. Скорее всего, под обманом скрывается либо страх наказания, либо желание похвалы, внимания или поддержки. Поскольку задачей взрослого (родителя или воспитателя) является обучение ребенка поведению в разных ситуациях, а не судейская расправа, то стоит проговорить, как нужно было вести себя в той или иной ситуации.
1. Часто дети лгут, потому что таким образом они привлекают внимание родителей.
2. Дети познают мир совершая ошибки. Если за ошибками следует наказание, то у ребенка будет лишь две возможности: не делать ошибок или делать ошибки и лгать. Не делать ошибки означает отказаться от познания мира и полностью положиться в его освоении на взрослых. От таких детей нельзя ждать творческих действий. Важно не бояться совершать ошибки, а уметь на них учиться, чтобы больше не повторять.
Развитие ребенка ведет к новым возможностям и новым соблазнам. При этом волевое регулирование эмоций происходит медленнее, чем развитие интеллекта. Накладывая жесткие ограничения на ложь, и не предлагая ничего взамен, взрослый одновременно учит ребенка обходить поставленные преграды. Чтобы не создавать условия для лжи, требования взрослого должны быть тактичными и логичными, учитывающими собственные потребности и задачи ребенка.
Т.о, условием, препятствующим закреплению поведения ребенка когда он лжет, будет создание доверия между взрослым и ребенком. При этом взрослый ведет себя по отношению к ребенку тактично, уважительно и максимально правдиво. Обучая быть правдивым, взрослый сам следует этому правилу.
Типичная ошибка родителей состоит в том, что когда ребенок просит купить ему нечто, что взрослый считает ненужным или чрезмерным, он отвечает что у него нет денег. Ребенок достаточно быстро усваивает, что это неправда. И что есть виды лжи, которые дозволены в их семье. Это означает, что ему можно начать поиск границ правды и лжи и самому использовать дозволенную неправду в рамках его понимания расположения этих границ. Ребенка все равно нужно будет обучать ограничениям не только потому, что нельзя купить все, что видят глаза ребенка. Но и потому что ограничения предполагают выбор, а выбор это ответственное решение, что и составляет обязательный компонент личностного роста.
Для учителя, воспитателя важно, что такая проблема не решенная дома, отразится на ситуации в школе. Ребенок будет пытаться расширять границы лжи в классе. Например, ребенок будет говорить, что забыл тетрадь дома, да еще и дневник, чтобы туда не записали замечания. И здесь важно мягкое, но настойчивое поведение педагога, поощряющее ученика к правде. Например, наказание за то, что забыл тетрадь дома должно быть больше, чем за честное признание, что он не сделал домашнее задание. То есть ошибка наказывается меньше, чем обман.
Стоит иметь в виду и другую сторону требования соблюдения правды. Обучение детей говорить правду весьма скоро приводит к тому, что ребенок сообщает учителю о всех происходящих вокруг него фактах несправедливости, т.е. ябедничать. Как нащупать эту грань между ябедничеством и чувством справедливости? Ябеда несет нечто большее, чем просто информацию, которую передает ребенок. За ней всегда скрывается манипуляция взрослым, которая направлена на то, чтобы другой человек выполнил непроговоренное желание ребенка, т.е. не манипулировал другими с целью получения выгоды.
Все - и родители и учителя – предъявляют к школьникам те или иные требования. Но весьма часто эти требования слишком велики для конкретного ребенка, а наказание слишком серьезно. И ребенку ничего не остается кроме лжи.
Очень полезно, если на первом родительском собрании учитель попросит родителей не задавать детям вопрос «Что ты получил в школе?», но спрашивать, что ребенок узнал и чему научился. Нужно объяснить родителям, что прежде чем требовать результат, нужно научить ребенка учиться.
Это не говорит о безнаказанности. Когда наказание чрезмерно, оно безусловно может изменить поведение ребенка, но оно не создает основу доверия, которое само по себе влечет желание слушаться, поступать так, чтобы не огорчать того, кто так тебе дорог. Важно чтобы взрослые оставляли ребенку пространство для размышлений над последствиями собственных действий. Условия для этого возникают, когда проступок обнаружен и взрослый показывает, как исправляется неверное решение. Важно, что в его действиях нет осуждения личности ребенка, но есть огорчение по поводу возникшей неприятной ситуации. Тогда поднимающаяся волна благодарности ребенка будет формировать в нем великодушие и стремление вершить добрые дела.
Многие ошибки взрослых происходят из-за неправильного применения дисциплинарных воздействий. Различают наказание и подкрепление. При наказании взрослый делает нечто, после чего определенное поведение ребенка исчезает. Например, ребенок врал. Взрослый стал наказывать за вранье сильнее, чем за проступок и ребенок перестал лгать. Подкрепление – действие которое приводит к усилению поведения ребенка, предшествовавшего этому действию. Ученик врал, учитель написал в дневнике про вранье и ученик стал врать искуснее, чтобы о вранье не догадались ни учитель, ни родитель. Это – негативное подкрепление.
Таким образом, негативное подкрепление и наказание можно различить по результату. Если ваши действия привели к изменениям и ребенок перестал врать – вы наказали ребенка. Если после ваших действий ребенок стал врать искуснее – вы его негативно подкрепили. Это означает что взрослый обязан отслеживать результат своих действий, а не просто действовать в силу обстоятельств. Взрослым стоит обратить внимание на то, что если ребенок лжет часто, то возможно своими действиями они не наказывают ребенка, а напротив ее усиливают. Тогда необходимо изменить тактику взаимодействия с ребенком.
Наказание контролирует поведение, чтобы прекратить плохое поведение в данный момент. Оно не порождает хорошее поведение, но останавливает нежелательное.
Негативное подкрепление учит детей избегать быть пойманными. Они обучаются избегать наказания, часто сохраняя само поведение.
Так, у младших школьников возможны следующие причины лжи:
- страх перед наказанием;
- желание получить похвалу;
- стремление привлечь внимание;
желание повысить самооценку.
Наличие любимчиков в классе, сравнение детей друг с другом, неумение адекватно подобрать методы педагогического воздействия, оценивание не результатов работы и поступков, а личности ребенка, да еще и перед всем классом – самый простой способ обучать детей лгать.
Если у младших школьников ложь свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь напротив более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно. Они уже могут предугадать возможные вопросы взрослых и подготовить для них приемлемые ответы.
С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а поэтому ложь подростка в большей степени отражает неблагополучие в семье или в отношениях между учителем и учеником, чем в младшем школьном возрасте.
Однако, взрослые, сами боясь за ребенка могут провоцировать его на ложь. Именно в этом возрасте появляется новая цель лжи, которая обусловлена опасениями за собственный внутренний мир.
Подростковый период – период, когда ребенок пробует разные роли, чтобы понять кто он все-таки есть. Именно в это время большая часть подростков влюбляется. Постоянные вопросы взрослых он воспринимает как недоверие и замыкается.
Вторая важная причина – это страх. Он является ведущей причиной лжи во все возрастные периоды. В подростковом возрасте для ученика более значимыми становятся сверстники, а потому часто его действия будут определяться положением в группе сверстников стремлением занять в ней значимое место. Страх утратить положительную репутацию, стать изгоем – важнейшая причина лжи у подростков. Часто сочиняют истории, чтобы повысить свой статус в группе сверстников. Если педагог сталкивается с такими ситуациями, он может предложить ученику такие виды деятельности, которые помогут ему раскрыть и проявить его реальные сильные стороны. Не обязательно это будет урок. Презентация, проектная деятельность, спорт, музыкальные занятия и т.д.
Хотелось бы обратить внимание на такую проблему как ухудшение здоровья подростка в определенные периоды обучения в школе, которые часто воспринимаются взрослыми как попытка обмануть, уйти от сложностей. Это может быть у младших школьников, поскольку им трудно привыкнуть к школе, но чаще бывает у подростков, которые стремительно растут. Иногда подросток может вырастать на 10-15см в месяц. Ребенку реально может быть не очень хорошо: часто ощущается слабость, болит голова, поднимается температура, рвотный рефлекс. Если пребывание в школе почему- то обременительно для ребенка, то его отрицательное эмоциональное состояние провоцирует тот или иной соматический симптом.
Второй тип поведения состоит в том, что и родители, и учитель усиливают прессинг на ребенка, обвиняя его в обмане. А недоверие взрослых только усиливает обиду и нежелание учиться. Возможно, сообщения о самоубийствах подростков после пробных ЕГЭ будут надежными сигналами неэффективности подобного поведения взрослых.
Не всегда психосоматический симптом – сигнал нежелания учиться. Возможно, в классе возникли проблемы взаимоотношения между детьми.
Как научить школьника различать донос и правду в отношении друзей?
Донос – это получение выгоды от сообщения какой-то информации, тогда как изложение правды – это предотвращение вредных последствий неправомерных действий подростков.
Задание
К учителю после урока подходит ученик и сообщает, что одноклассник списал контрольную работу и его оценка незаслуженно высока. Как должен повести себя педагог в такой ситуации?
Учитель не может изменить оценку по доносу. У него нет реальных доказательств слов ученика. Тем не мене он не может проигнорировать слова того, кто сообщил ему информацию. Он может высказать сожаление, что сам не смог это увидеть, а потому сейчас задним числом не может изменить оценку. Но на следующий день можно спросить того, кто списал тот материал, который был в контрольной. Очевидно, что списанное трудно повторить У учителя появится повод более глубоко проверить знания списавшего.
Чем выше интеллект у подростка, тем легче он сам справляется с контрольными заданиями, а потому не имеет нужды врать. Но многочисленные эксперименты показали, что в ответственных ситуациях или при очень сложных заданиях списывать предпочитают все подростки. Общий вывод, к которому приходят специалисты: лгут подростки тогда, когда чувствуют свою слабость, а условия не позволяют ее проявлять.
Итак, подросток лжет, потому что боится
- наказания;
- за свою репутацию;
- за свой внутренний мир.
Это значит, что нельзя спрашивать подростка о тех вещах, которые относятся к его внутреннему миру, если он сам не раскроет его учителю. Доверяя ученику, учитель будет способствовать его правдивости. Старайтесь слушать детей хотя бы на внеклассных занятиях. Им не хватает внимательного слушателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.