Презентация "Сленг в детской литературе".

  • pptx
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сленг в детской литературе..pptx


Выполнила: ученица 3 класса
Магуськина Анастасия
Руководитель проекта: Кузнецова Т. А.

«Употребление «сленга»
в современной детской литературе».

г. Н. Новгород
2018-2019 гг.


Проблема проекта: Засорение сленгом произведений художественной литературы для детей начальной школы.

Актуальность проблемы: За последние два - три десятилетия увеличился объём слов, сленгового характера в речи современного школьника. Данная тема является актуальной, т. к. на словарный запас языка детей влияет:
- чтение литературных произведений;
- просмотр телевизионных передач;
- речь в социуме.

Цель проекта: Выяснить коммуникативную целесообразность использования сленга в детской художественной литературе.

Задачи проекта:

Познакомиться с историей возникновения «сленга».
Выяснить причины роста количества «сленговых слов».
Произвести анализ произведений современной детской литературы.
Определить воздействие «сленга» на литературную речь.
Провести анкетирование учащихся нашей школы.
Сделать выводы.

Используемые методы: анализ детской литературы, анкеты учащихся 2 – 7 классов, вывод.

Что такое «сленг»?
«Сленг» – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной нормы.

История возникновения «сленга».

Сленг берёт своё начало из языка офеней. В далёкие времена бродили по Древней Руси коробейники или офени. Торговали в городах и селах разными вещами. А по дороге к этим городам и селам на них нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку, сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык.

Константин Паустовский учился в знаменитой Первой Киевской гимназии и окончил её в 1912 году. Первая фраза, которую он услышал в школе, была: «Привели ещё одного несчастного «кишонка». Кишатами нас прозвали за то, что мы, маленькие и юркие, кишели и путались на переменах у взрослых под ногами».

В детской художественной литературе советского времени не приводится сленговых выражений. Герои Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Валентины Осеевой и других детских писателей общаются правильным литературным языком.

В конце 20 века увеличилось количество сленговых слов и выражений. Новыми источниками пополнения стал компьютерный язык, появление новых вещей, телевизионные передачи, комиксы, детская художественная литература. Многие из этих слов перешли в сленг современного школьника.

Причины роста количества «сленговых слов».

Иноязычные заимствования:
о кей – ладно, согласен,
сори – извини,
лузер - неудачник,

Суффиксация: кличка – кликуха,
спокойствие – спокуха,
страшно – страшилки,

 
Семантический перенос:
изменение литературного значения слов в сленговое.
Крыша – часть дома, голова (крыша поехала).
Возникать – появляться, возмущаться (чо возникаешь).

Способы образования сленга

Анализ произведений современной детской литературы.

М. Бартенев, А. Усачёв «Барабашка»
125 стр.

Классно, дура, отмочил, домогается, ни фига себе.

В. Биллевич «В стране перепутанных сказок» 124 стр.

Ничего нет.

А. Усачёв «Леталка».

Оралка, сиделка, соображалка, открутит.

Кс. Драгунская «Лекарство от послушности» 124 стр.

Хомячить, ботан, лажа, в лом.

В. Ледерман «Календарь майя»

Хата, тачка, точить, жесть, музон, клава.

Ю. Кузнецова «Дом П»

Челинж, изи, даб.

Нужен ли «сленг» в речи?

Нужен ли «сленг» в детской литературе?




Можно ли обойтись без него?

Анкетирование учащихся нашей школы.

Заключение
 
Воздействие «сленга» на литературную речь.
Я прочитала произведения разных писателей и поэтов и выяснила, что современные авторы используют сленговые слова гораздо чаще, чем писатели 20 века, но таких слов всё равно очень мало в книгах.
Представить современного ребёнка совсем без сленга невозможно.  На уровне нашей школы стало видно, что дети от 8 до 13 лет употребляют сленг, но в очень маленьких количествах. Некоторые даже не слышали о таком виде речи. Я думаю, что это происходит из – за того, что они читают хорошую литературу, включают самоконтроль за речью, часто выступают перед аудиторией.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
 

Список использованной литературы.
1. В. В. Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
2. Материалы Интернета
3. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
4. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
5. https://yandex.ru/search/?text - картинки