Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:
● воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на личность;
● приоритет самостоятельной работы учащихся над деятельностью педагога; ● преобладание практики над теорией, утверждение деятельностного характера обучения;
● развитие и совершенствование универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самооцениванию;
● выстраивание доверительного общения между учителем и коллективом детей, педагог становится наставником.
10 этап
Оценивание
11 этап Рефлексия учебной
деятельности
9 этап Объяснение
домашнего задания
8 этап Систематизация
знаний
7 этап Самостоятельная работа
с самопроверкой
6 этап
Коррекция
5 этап Решение
проблемы
4 этап Поиск путей
решения проблемы
3 этап Целеполагание,
2 этап Актуализация
знаний
1 этап. Мотивирование на
учебную деятельность
10 этап. Оценивание.
11 этап. Рефлексия учебной деятельности .
9 этап. Объяснение домашнего задания .
8 этап. Систематизация знаний.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
6 этап. Коррекция.
5 этап. Решение проблем.
4 этап. Поиск путей решение проблем.
3 этап. Целеполагание, постановка проблемы.
2 этап. Актуализация знаний.
1 этап. Мотивирование на учебную деятельность .
МОТИВАЦИЯ
"Мини – рассказ"
"Упрости!"
"Ромб ассоциаций"
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
"Помощники"
"Тема в виде проблемного вопроса"
"Проблемная ситуация"
"Группировка"
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
"Составление алгоритма"
"Слепая таблица"
"Расшифруй!"
"Кластер"
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
"Практичность теории"
"Пресс – конференция"
«Видеофрагменты по темам"
"Проведи исследование"
"Дай информацию"
"Слепой текст"
"Придумай название"
АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
"Столкновение противоречий"
"Вопрос к тексту"
"Лови ошибку"
"Мозговой штурм"
"Инсерт"
"Побуждение "
"Ассоциативный ряд "
"Оратор"
"Яркое пятно"
"Фантазёр"
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
"Мини – рассказ"
Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе.
"Упрости!"
Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).
"Ромб ассоциаций"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется, например, при анализе
стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций.
Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
Пример. Урок литературы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ заданию части С для выявления собственной позиции по проблеме.
"Лови ошибку"
1) Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками. (Ошибки можно брать из работ учащихся).
"Столкновение противоречий"
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:
Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе.
"Вопрос к тексту"
Перед изучением учебного текста ребятам ставиться задача: составить к нему ряд вопросов. Заранее
оговаривается цель, которую нужно достичь. Необходимо оговорить количество вопросов. Например:
3 основных, не менее 5 расширяющих.
"Мозговой штурм"
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода
мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение.
После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем, что необходимо узнать сегодня.
"Инсерт"
приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию.
Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
Приём используется в три этапа:
1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал
иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
"Практичность теории"
Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например, вегетативное размножение, полив растений.
"Пресс – конференция"
Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
1) без задания
2) с заданием до просмотра
3) с заданием после просмотра
"Проведи исследование"
- в форме наблюдения, запиши результаты, проведи защиту,
- в форме анкетирования или опроса в социуме, для выявления тенденций, подтверждения гипотезы,
- в форме эксперимента.
"Дай информацию"
Извлечь всю информацию из представленного объекта.
Это может быть рисунок, таблица, схема.
"Слепой текст"
1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе
3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
"Придумай название"
Придумать название к короткому не более 25-30 слов тексту по теме (можно разбить параграф учебника на части и озаглавить их)__
"Побуждение"
На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
"Ассоциативный ряд"
Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа.
Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство
"Оратор"
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
"Яркое пятно"
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте.
Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Например, урок по теме "Трапеция« в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.
"Фантазёр"
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
Подвести к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду.
"Помощники"
Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:
-Повторим
-Изучим
-Узнаем
-Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них
учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
"Тема в виде проблемного вопроса"
Формулировка темы в виде вопроса.
Тема урока может быть сформулирована так "Почему этих животных отнесли к одному виду?"; выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.
"Проблемная ситуация"
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации.
Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.
Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка задачи урока.
Например, на урок русского языка по теме "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками"
можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка.
"Группировка"
Обучающимся предлагается разделить на группы ряд слов, предметов, фигур, цифр, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Цветные поля"
"Синквейн"
"Толстый и тонкий вопрос"
"Телеграмма"
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
"Создай презентацию"
"Повторяем с контролем"
"Дай информацию"
"Восстанови текст"
"Кроссворд"
"Немая схема"
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
"Тренировочная к/р"
"Блиц-контрольная"
"Творческий тест"
"Рядом с художником"
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
«Феномен»
«Реклама»
«Учимся сообща»
«Феномен»
Этот прием работы предлагает А. Кушнир для отработки грамотности письма в начальной школе. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена.
Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения.
Этот прием можно использовать, предложив обучающимся более старших классов фрагмент текста свыделенными терминами, датами, именами или явлениями.
«Реклама»
Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин.
Работу можно организовать в группе.
Пример. Создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии.
Придумайте слоган таблице умножения.
«Учимся сообща»
Алгоритм действий:
1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).
2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».
3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в
соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая
форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе.
4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.
5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.
Пример задания: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России
николаевской эпохи и увидел армию того времени (8 класс, История России XIX в.).
Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже
ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны армейской жизни были
яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Николая I.__
"Тренировочная контрольная работа"
Учитель проводит мини-контрольную работу, но отметки в журнал идут по желанию учеников.
"Блиц-контрольная"
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое.
"Творческий тест"
Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос
- впиши пропущенное слово;
- закончи предложение;
- дай ответ на вопрос;
- творческие задания.
"Рядом с художником"
Упражнение на развитие зрительно-художественной образности.
Пример. Произнесите монологи от имени:
• главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников "Опять двойка");
• мальчика (В.А. Серов "Дети");
• мальчика (В.Е. Маковский "Свидание");
• девочки (К.С. Петров-Водкин "Тревога").
Составьте биографию по портретам (например, "Вдовушка" по П.А. Федотову).
"Создай презентацию"
Создай презентацию или листовку к изученной теме.
"Повторяем с контролем"
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
"Дай информацию"
Извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть рисунок, картина, таблица,
схема и др.
"Восстанови текст"
1.Заполнить «слепой» текст словами или числами,
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином
листе,
3. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов (в виде текстов на разных карточках).
"Кроссворд"
Составить или решить
"Немая схема"
Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта
"Цветные поля"
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
Ученик, выполняя письменную работу, помечает поля цветными карандашами.
Эти цвета имеют смысловую нагрузку, например: красный – «проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю; зелёный – «отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»; синий – «укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»; чёрный – «не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
"Синквейн"
Это текст из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка– короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме:
одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
"Толстый и тонкий вопрос"
Этот прием взят из технологии развития критического мышления.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых»
вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя
таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной
безопасности личности в нашем государстве?
"Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Например, написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.