Томский государственный педагогический университетВсероссийская научно-практическая конференция «Новые образовательные технологии: наставничество, мастерство, карьера»Секция: «Новые приёмы, способы, методы организации и реализации занятий для детей с ОВЗ. Опыт наставничества»
Тема: «Театральна терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время»
Автор: Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru Томск
Аннотация
Каждый студент представляет себя в роли учителя, но не каждый задумывается о трудностях, его ожидающих в образовательной организации.
Задача наставника – облегчить новичку переход к статусу зрелого специалиста. Наставнику необходимо адаптировать молодого педагога по различным направлениям: начиная от организации учебного процесса и заканчивая внеклассной деятельностью.
Театральная терапия, как одно из важных направлений внеурочной деятельности, позволяет молодому специалисту формировать у детей опыт социального поведения.
Включение театральной терапии в жизнедеятельность младших школьников создаёт условия для развития речи, её выразительной стороны, а также способствует усвоению элементов речевого общения: мимике, жесту, позе, интонации, модуляции голоса.
«Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи». (Л. С. Выготский)
Театральная терапия – доступный вид искусства для детей с ОВЗ
Развивает память, воображение, фантазию и корректирует устную речь детей с нарушениями слуха (диалог, монолог).
Обновляет коммуникативные качества личности (вербальные и невербальные виды общения).
Формирует эстетический вкус, решает конфликтные ситуации.
Воспитывает волю, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Театральная терапия во внеурочное время
Построена на основе произведений художественной литературы.
Подготовка к спектаклю – ёмкая, сложная работа всего коллектива.
Создание спектакля – увлекательное и полезное занятие для каждого ребёнка.
Театральная терапия вовлекает в процесс недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.
Правила установления контакта
Искренняя улыбка, обращение по имени лицом к лицу.
Чёткое произношение слов.
Приёмы «выяснения» и «перефразирования».
Внимательное слушание и постоянная активизация к речи.
Использование наглядного дидактического материала (образный строй речи – атрибутивный словарь).
Наставничество и театрализация – взаимодействие с обучающимися
Виртуальные формы социализации ослабляют вертикальные связи между детьми и взрослыми, что непосредственно приводит к самоизоляции детства.
Примитивизация сознания детей, рост агрессивности, грубости, есть результат этого явления, за которым скрываются одиночество, неуверенность, непонимание и отвержение будущего.
Техники наставничества
«Сопровождение» – наставник берёт обязательства по оказанию помощи.
«Посев» – у студента формируются навыки, которые ещё не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует.
«Катализация» – студент погружается в среду изменений, провоцируя ученика на расширение кругозора.
«Показ» – наставник на своём примере показывает определенные методики.
«Сбор урожая» – постоянная обратная связь, рефлексия, выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.