Музыка не только занимала существенное место в жизни Льва Николаевича Толстого (1828-1910г.г.), но и оказывала большое влияние на его литературное творчество. В юности Толстой усиленно занимался игрой на фортепиано (иногда по три-четыре часа в день) и даже мечтал о карьере пианиста.
Лев Николаевич Толстой
В молодости любимыми композиторами Толстого были Бах, Гендель и Шопен. В 1849 году молодой Лев Николаевич поселил у себя в Ясной Поляне музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. Увлекшись в то время музыкой, он по нескольку часов в день играл произведения Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона.
Будучи уже в годах, Толстой в Ясной Поляне нередко встречался с известными композиторами. Чаще других его посещали композиторы Танеев и Гольденвейзер. Им он однажды рассказал, что еще в далекой юности, когда ему было 20 лет (в 1848 году), задолго до написания своего первого литературного произведения, он в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс фа мажор.
Танеев и Гольденвейзер уговорили его исполнить этот вальс, что Лев Николаевич сделал с большой неохотой. Дело было в 1906 году, Льву Николаевичу шел 79 год. Несмотря на почтенный возраст, Толстой сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Танеев с Гольденвейзером тут же переложили вальс на нотный лист, и произведение сохранилось до наших дней. В частности этот вальс звучит в фильме «Отец Сергий», снятом в 1978 году по его повести советским режиссёром Игорем Таланкиным.
Автор бессмертного «Горя от ума» с детства учился музыке. Вообще музыкальное образование в ту пору было обязательным для любого образованного человека. Грибоедов виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист импровизатор и аккомпаниатор. Очень многие известные люди того времени признавали его неоспоримый талант.
Александр Сергеевич Грибоедов
А.С. Грибоедов предпочитал инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. К сожалению, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени.
Позже направляясь в Персию с дипломатической миссией в Тифлисе, Грибоедов встретил корнета лейб-гвардии Уланского полка Александра Ивановича Якубовича, с которым у него за год до этой встречи в Петербурге была отложена дуэль . Грибоедов как человек чести пожелал закончить дуэль и был ранен в кисть левой руки. После чего о музицировании не могло быть и речи.
Борис Пастернак
(1890-1960 гг.) – российский и советский писатель, поэт и литературный переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Автор знаменитого романа «Доктор Живаго». Его переводы Шекспира, Гете и Шиллера до сих пор считаются классическими.
Однако, начинал свой творческий путь Борис Леонидович с музыки. Он откровенно признавал:
«Больше всего на свете я любил музыку. Но у меня не было абсолютного слуха…».
Его мама Розалия Кауфман — пианистка, ученица самого Антона Рубинштейна, с детства обучала сына игре на фортепиано. В их доме часто бывали Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Это наложило отпечаток на будущего поэта и писателя. С 1902 года, благодаря близкому общению со Скрябиным и влиянию матери, он увлекается музыкой и параллельно в течение 6 лет обучается на композиторском факультете Московской консерватории.
Рабиндрана́т Таго́р — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе. Классик индийской литературы и лауреат Нобелевской премии сочинил около 2230 песен. Как композитор Тагор испытал влияние классической индийской музыки (хиндустани). Он часто использовал традиционный тип мелодической композиции — называемый рага. Основу большинства песен Тагора составляли фрагменты его литературных произведений.
Рабиндранат Тагор
(1861—1941)
Гофман был влюблён в музыку настолько, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь его кумира Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Эрнст Гофман помимо литературного творчества сочинял оперы, расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и стремился занять место дирижера оперного театра. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор и в наши дни часто исполняется на концертах.
Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель и композитор.
(1776-1822 )
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.