Биография
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29 июля (10 августа) 1845, Семипалатинская область, ныне Восточно-Казахстанская область — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.
Настоящее имя — Ибрагим (Ибраһим — араб. аналог имени пророка Авраама), но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиулы.
Отец Абая, самовластный, суровый степной правитель Кунанбай, был старшиной тобыктинского рода, незадолго до того присоединившегося к России.
«Вдоль спины заплетенные косы лежат,
И шолпы отвечают движениям в лад,
Взор под шапкой бобровой волнует меня.
Нет, такой красоты не встречал еще взгляд.
Бархатистые черные звезды очей
Льют в смятенное сердце потоки лучей.
Что за голос! Улыбка! Как телом стройна!
Кто посмел бы сравниться средь девушек с ней.»
Мать Абая Улжан
Кто мыслит здраво – правде рад
«…В те дни у тебя юных лет огонь
В душе пламенел, был отважен взгляд,
Желаний твоих быстроногий конь
Скакал, не боясь никаких преград.»
Дав мальчику первоначальное образование дома, у наемного муллы, Кунанбай послал затем Абая в медресе семипалатинского имама Ахмета-Ризы. За пять лет учений в этом медресе прилежный и необычайно даровитый мальчик сумел получить многое.
Абай в то же время расширяет круг своих интересов. Уже к этому времени им овладела рано пробудившаяся любовь к поэзии. Она зародилась в нем тогда, когда он слушал рассказы и воспоминая бабушки Зере, попав в медресе, Абай стал увлекаться чтением восточных поэтов. Из удушливой атмосферы медресе он, как благодатному оазису из мрачной пустыни, рвется к народной и классической литературе Востока. Вместе с тягой изучению восточных языков в нем пробуждается интерес и к русскому языку, к русской культуре. Абай самовольно стал посещать русскую школу, одновременно продолжал обучаться и в мусульманском духовном училище.
Молодой Абай
К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными демократами Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.
На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона.
Весьма интересна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып». Иоганн Вольфганг Гёте написал «Wanderers Nachtlied», Михаил Юрьевич Лермонтов грациозно переложил её на русский язык, а спустя ещё полвека сын казахских степей Абай Кунанбаев воссоздаст её не менее грациозно на казахском языке.
Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов.
Ибн Сина
И.В. Гете
Поэзия – властитель языка
В школьные годы Абай не только изучал поэзию, но и сам начал писать стихи. Среди сохранившихся ранних стихов Абая встречаются лирические отрывки, послания, любовные стихи, написанные под влиянием восточной классической поэзии, и одновременно – стихи-экспромты, созданные в стиле народной поэзии, в духе творчества акынов-импровизаторов того времени.
«…О порыв души огневой,
Твой отточен и меток луч,
Словно молния перед грозой,
Что прорвалась из черных туч.
О язык мой, о пыл стихов,
Непонятен ты для глупцов!»
«Красота – божий дар»
Қыс
Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.Үсті-басы ақ қырау, түсі суық,Басқан жері сықырлап, келіп қалды.
Дем алысы - үскірік, аяз бен қар,Кәрі құдаң - қыс келіп, әлек салды.Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып,Аязбенен қызарып ажарланды.
Бұлттай қасы жауып екі көзін,Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,Алты қанат ақ орда үй шайқалды.
Зима
В белой шубе, плечист, весь от снега седой, Слеп и нем, с серебристой большой бородой, Враг всему, что живет, с омраченным челом Он, скрипучий, шагает зимой снеговой. Старый сват, белый дед натворил много бед. От дыханья его — стужа, снег и буран. Тучу шапкой надвинув на брови себе, Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно нависли - нахмуренный вид;Головою тряхнёт — скучный снег повалит. Злится он, словно бешеный старый верблюд,И тогда шестискладная юрта дрожит.
Перевод Вс.Рождественского
Ласкает слух музыка домбры
Көзімнің қарасыКөңілімнің санасыБітпейді іштегіҒашықтық жарасыҚазақтың данасыЖасы үлкен ағасы"Бар" демес сендей бірАдамның баласыЖылайын, жырлайынАғызып көз майынАйтуға келегндеҚалқама сөз дайынЖүректен козғайынӘдептен озбайынӨзі де білмей меКөп сөйлеп созбайын
Ты - зеница моя,
Свет очей, и душа.
Неизбывна, сильна,
Ран сердечных вина.
Как жестоко могла,
Разлучить нас молва.
Ни одна, никогда,
Не заменит тебя.
Запою, и слеза,
Увлажнит мне глаза.
И готовы всегда,
Для любимой слова.
Гложет сердце тоска,
Ожиданьем томя.
Зная все обо всем,
Мы молчим о своем.
«В песне через край льются…»
Будучи не только поэтом, но и композитором, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки, Абай создает ряд мелодий, главным образом для тех своих стихов, которые вводили в казахскую поэзию новые, неизвестные ей до этого формы (восьмистишья, шестистишья и т.д.). Он создал мелодии к своим произведениям и переводам отрывков из романа «Евгения Онегина».
В душу вглядись глубже, сам собою побудь…
“...Мы рождены, чтоб мыслить, жить, и кровь нам дал Аллах,
Так как же думаю своей не жить нам в небесах?
Так и не думая придешь к началу своему,
Желаний лучших обрести земной не может прах.»
Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая.
«Но лишь избранника венчают славой…»
Торжественные мероприятия по празднованию 150-летия Абая Кунанбаева под эгидой ЮНЕСКО открыли новый современный период межкультурного сотрудничества Казахстана. В торжествах приняли участие делегации 25 стран и международных организаций, возглавляемые главами государств, премьер-министрами, видными государственными и общественными деятелями. Широкомасштабные мероприятия, посвящённые юбилею видного гуманиста и просветителя, были организованы в Германии, Франции, Великобритании, США, Венгрии, Турции, Китае, Египте, Индии, Пакистане, Монголии и др. В России, Украине, Узбекистане и других странах СНГ также достойно отметили 150-летие Абая. В посольствах Казахстана Дни Абая сопровождались публикациями в средствах массовой информации, показом документальных фильмов, выставками книг о жизни и творчестве Абая.
Памятник Абая в Москве
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.