Функции универсальных учебных действий:
‒ обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения
‒ создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Сформированность УУД на начало 5 класса:
В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.
Формулирует познавательную цель. Преобразует практическую задачу в познавательную.
Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Описывает возможный результат и способ его достижения.
Выбирает рациональный способ решения задачи из ряда предложенных.
Выбирает рациональные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Оценивает учебный результат, следуя установленным критериям. Сопоставляет свои критерии оценки с критериями других обучающихся.
Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
Оценивает учебные действия в соответствии с поставленной конкретной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя ее цель, ход и результат.
Корректирует действие по ходу его выполнения (на основе сопоставления эталона, реального действия и его результата).
Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Фиксирует динамику собственных образовательных результатов в листе достижений с помощью учителя.
Сложности адаптационного периода
Увеличение объёма учебной нагрузки
Новые учебные дисциплины: история, обществознание, природоведение, ОБЖ, информатика
Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения
Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет
Совпадает с переходным возрастом
Ослабление внешнего контроля
Положительные моменты:
Перемены в жизни для большинства детей этого возраста воспринимаются оптимистично
Для некоторых учащихся 5 класс становится способом избавиться от субъективной оценки, сложившейся о них в начальной школе
Условия успешности адаптации
реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием
учёт психологических особенностей 10-12-летних детей
учёт уровня познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс
Свидетельства дезадаптации
снижение интереса к учению и успеваемости
появление неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя
нарушение во взаимоотношениях со сверстниками
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.