Презентация + разработка урока урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"
Оценка 5

Презентация + разработка урока урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.01.2017
Презентация +  разработка урока урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"
не с сущ 6.docx

Русский язык. 6 класс.

Тема: Правописание НЕ с именами существительными.

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

         Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу

Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.

         Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.

ХОД УРОКА:

                                                                         

1.Организационный момент.

 

Слово учителя: ( слайд №2)

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

         Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя.

На смайликах , которые лежат на ваших столах, нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению. ( Слайд №2)

 

                   2.Подготовка к изучению новой темы.

 

1.Повторение об имени существительном.

o   С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?                                                 (Имя существительное)

o   Что обозначает имя существительное?  ( предмет)

o   Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)

o   Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон.,)

 

2.  Игра «Кто зоркий»( Слайд№3)

         Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, (не)ясность сна…

                                                                                              (К.Г.Паустовский)

 

·        Прочитайте предложение.

·        Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.

·        Есть ли в этом предложении слова с НЕ?

·        Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.

·        Как нужно написать НЕ?

 

 3.Новый материал.

 

         -Как будет называться тема нашего урока? (Правописание Не с именами существительными)

( Слайд 4)

         -Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)

         -Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными.     ( Запись в тетради)

(Сообщение целей урока Слайд №5)

         - Сегодня мы должны с вами узнать о правописании НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.

         - Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?(неясность)   (подчеркивание слова неясность)Чем является НЕ в этом слове?

4. Работа по новой теме.

1.Задание на внимание. Игра «ЛОТО».    

  Работа в парах  (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».

1.     Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).

2.     Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).

3.     Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).

4.     В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).

5.     Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).

6.     Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).

7.     Неаккуратный человек (НЕРЯХА).

8.     Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).

9.     Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).

10. Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).

11. Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)

12. Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).

13. Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).

14. Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).

15. Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).

16. Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).

- Какие слова оказались не закрытыми? Какое они имеют лексическое значение? Как можно узнать их значения? ( по словарю, в интернете, спросить у учителя)

 

 

(НЕ)БРЕЖНЫЙ

 

 

(НЕ)ВЗЛЮБИТЬ

 

(НЕ)ВЕЖА

 

(НЕ)МНОЖКО

(НЕ)ЖДАННО-

-(НЕ)ГАДАННО

 

 

(НЕ)БЫЛИЦА

 

(НЕ)УГОМОННЫЙ

 

(НЕ)ЗНАКОМЕЦ

 

(НЕ)ВЕЖДА

 

 

(НЕ)ВЗРАЧНЫЙ

 

(НЕ)ВЗГОДА

 

(НЕ)РЯХА

 

(НЕ)ДОТРОГА

 

 

(НЕ)ЗАБУДКА

 

(НЕ)ДОУМЕВАТЬ

 

(НЕ)ВРЕДИМЫЙ

 

- Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ)

- Как написать Не с этими словами?

- Найдите все существительные .

- Отделите НЕ от слов. Могут ли они употребляться без НЕ?

- Значит как нужно писать эти существительные с НЕ? (слитно)

- Запишите в схему первое правило и примеры.

Какой морфемой будет НЕ в этих словах? (частью корня)

 

2. Лексическая работа   (Выполняется письменно в тетради) Слайд 10-11

         -К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

         О б р а з е ц : друг – недруг (враг)   

                             

1.     Счастье –  несчастье (горе.)

2.     Здоровье – нездоровье (болезнь)

3.     Правда – неправда (ложь).

Какой морфемой является НЕ в этих словах? (приставкой)

- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно? Занесите в схему второе правило.

3. Запишите слова с НЕ:

мама         

перемена

беда

сорока

карандаш

- Как вы написали данные слова?

- Нет таких слов: немама, неперемена, небеда.

- Какое значение имеет частица НЕ? (отрицание)

- Образуются ли в данном случае новые слова с НЕ? (нет)

-Какой вывод вы сделаете? (Слова не употребляются с приставкой НЕ, новое слово не образуется, рядом с ними может стоять только частица НЕ, значит частицу НЕ пишем раздельно) Занесём в схему третье правило.

Физкультминутка.

 Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой. (Серышево, голова, парта, Байкал, Михалков, Владимир, ёлка, мороз)

                                                  

- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?

 

4. Работа в парах  Игра «Собери пословицы».

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).

                           

1). (Не) работа сушит,           а забота.

2). (Не) печь кормит,             а руки.

3). Глупость (не) порок,        а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,       а правдой и честью.

                   

ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-

-  Когда НЕ- пишется раздельно? Занесём четвёртое правило в схему.

- Объясните смысл пословиц.

Схема Правила  Не с существительными (Слайд №13)

5.Закрепление .Работа по учебнику

 

1.Чтение правила с. 150, орф.  №32   

Прежде чем начать выполнение упражнений, скажите, как вы будете рассуждать ?

2. Выполнение упражнений 285 (у доски и в тетрадях), у. 288 с комментированием.

6. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”. Слайд №15

На экран выведены слова: (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество

- Какие слова лишние, почему?

 

6. Итоги урока.          (Слайд № 16)

·        Что новое узнали на уроке?

·         Как пишется НЕ с существительными?

·         От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

·         Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

·        Оценка работы учащихся.

7. Домашнее задание. (слайд17)

Итак, наш урок закончен. Покажите, с каким настроением вы пойдёте домой?

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/105/184/105184324_smaylik.jpg

http://f4.mylove.ru/OO1pZzCfzc.jpg

http://www.vista-style-icons.com/libs/smile/indifference-icon.gif

 

 

1). (Не) работа сушит,           а забота.

 

2). (Не) печь кормит,             а руки.

 

3). Глупость (не) порок,        а беда.  

 

4). Дружба крепка (не) лестью,     

 

 а правдой и честью.

 

 

1). (Не) работа сушит,           а забота.

 

2). (Не) печь кормит,             а руки.

 

3). Глупость (не) порок,        а беда.  

 

4). Дружба крепка (не) лестью,     

 

 а правдой и честью.

 

 

 

 

 

(НЕ)БРЕЖНЫЙ

 

 

(НЕ)ВЗЛЮБИТЬ

 

(НЕ)ВЕЖА

 

(НЕ)МНОЖКО

(НЕ)ЖДАННО-

-(НЕ)ГАДАННО

 

 

(НЕ)БЫЛИЦА

 

(НЕ)УГОМОННЫЙ

 

(НЕ)ЗНАКОМЕЦ

 

(НЕ)ВЕЖДА

 

 

(НЕ)ВЗРАЧНЫЙ

 

(НЕ)ВЗГОДА

 

(НЕ)РЯХА

 

(НЕ)ДОТРОГА

 

 

(НЕ)ЗАБУДКА

 

(НЕ)ДОУМЕВАТЬ

 

(НЕ)ВРЕДИМЫЙ

 

 

(НЕ)БРЕЖНЫЙ

 

 

(НЕ)ВЗЛЮБИТЬ

 

(НЕ)ВЕЖА

 

(НЕ)МНОЖКО

(НЕ)ЖДАННО-

-(НЕ)ГАДАННО

 

 

(НЕ)БЫЛИЦА

 

(НЕ)УГОМОННЫЙ

 

(НЕ)ЗНАКОМЕЦ

 

(НЕ)ВЕЖДА

 

 

(НЕ)ВЗРАЧНЫЙ

 

(НЕ)ВЗГОДА

 

(НЕ)РЯХА

 

(НЕ)ДОТРОГА

 

 

(НЕ)ЗАБУДКА

 

(НЕ)ДОУМЕВАТЬ

 

(НЕ)ВРЕДИМЫЙ

 

 

(НЕ)БРЕЖНЫЙ

 

 

(НЕ)ВЗЛЮБИТЬ

 

(НЕ)ВЕЖА

 

(НЕ)МНОЖКО

(НЕ)ЖДАННО-

-(НЕ)ГАДАННО

 

 

(НЕ)БЫЛИЦА

 

(НЕ)УГОМОННЫЙ

 

(НЕ)ЗНАКОМЕЦ

 

(НЕ)ВЕЖДА

 

 

(НЕ)ВЗРАЧНЫЙ

 

(НЕ)ВЗГОДА

 

(НЕ)РЯХА

 

(НЕ)ДОТРОГА

 

 

(НЕ)ЗАБУДКА

 

(НЕ)ДОУМЕВАТЬ

 

(НЕ)ВРЕДИМЫЙ

 


 

Русский язык. 6 класс. Тема:

Русский язык. 6 класс. Тема:

К.Г.Паустовский) ·

К.Г.Паустовский) ·

Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА)

Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА)

Образуются ли в данном случае новые слова с

Образуются ли в данном случае новые слова с

С С С С

С С С С

Презентация + разработка урока урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"

Презентация +  разработка урока урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"

Не) работа сушит, а забота

Не) работа сушит, а забота

НЕ)БРЕЖНЫЙ (НЕ)ВЗЛЮБИТЬ (НЕ)ВЕЖА (НЕ)МНОЖКО (НЕ)ЖДАННО- -(НЕ)ГАДАННО (НЕ)БЫЛИЦА (НЕ)УГОМОННЫЙ (НЕ)ЗНАКОМЕЦ (НЕ)ВЕЖДА (НЕ)ВЗРАЧНЫЙ (НЕ)ВЗГОДА (НЕ)РЯХА (НЕ)ДОТРОГА (НЕ)ЗАБУДКА (НЕ)ДОУМЕВАТЬ (НЕ)ВРЕДИМЫЙ (НЕ)БРЕЖНЫЙ (НЕ)ВЗЛЮБИТЬ (НЕ)ВЕЖА (НЕ)МНОЖКО (НЕ)ЖДАННО- -(НЕ)ГАДАННО (НЕ)БЫЛИЦА (НЕ)УГОМОННЫЙ…

НЕ)БРЕЖНЫЙ (НЕ)ВЗЛЮБИТЬ (НЕ)ВЕЖА (НЕ)МНОЖКО (НЕ)ЖДАННО- -(НЕ)ГАДАННО (НЕ)БЫЛИЦА (НЕ)УГОМОННЫЙ (НЕ)ЗНАКОМЕЦ (НЕ)ВЕЖДА (НЕ)ВЗРАЧНЫЙ (НЕ)ВЗГОДА (НЕ)РЯХА (НЕ)ДОТРОГА (НЕ)ЗАБУДКА (НЕ)ДОУМЕВАТЬ (НЕ)ВРЕДИМЫЙ (НЕ)БРЕЖНЫЙ (НЕ)ВЗЛЮБИТЬ (НЕ)ВЕЖА (НЕ)МНОЖКО (НЕ)ЖДАННО- -(НЕ)ГАДАННО (НЕ)БЫЛИЦА (НЕ)УГОМОННЫЙ…
Скачать файл