Презентация содержит краткую информацию о жизни и творчестве драматурга. В работе рассмотрены особенности драмы как рода литературы, основные правила классической комедии.
Данная презентация может быть использована на уроке русской литературы как при изучении темы "Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина", так и на первом уроке по комедии "Недоросль"Презентация содержит краткую информацию о жизни и творчестве драматурга. В работе рассмотрены особенности драмы как рода литературы, основные правила классической комедии.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ
(1745–1792)
Денис
Иванович
России. Фамилия
Фонвизин
родился 3(14) апреля 1745 года в
Москве, в небогатой дворянской семье,
на протяжении нескольких веков честно
служившей
его
немецкого происхождения и в XVIII
писалась раздельно: Фон Визин. Но
Пушкин недаром о нем сказал: «Он из
перерусских русский».
1759–1762 – гимназия при Московском университете
«Острые слова мои, вспоминает Фонвизин, носились по
Москве; а как они были для многих язвительны, то
обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой;
все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли,
прославили меня любезным и в обществе приятным».
В 1769 г. Фонвизин
создает
первую
ориги
нальную русскую
сатири
ческую комедию «Бригадир»,
в которой высмеивает не
только косность и невежество
русского
провинциального
дворянства,
его
и
но
бездумное подражание всему
французскому.
1782г. – комедия «Недоросль»
…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии
народной
А.С.Пушкин «Послание к цензору»
Фонвизину было 37 лет, когда он
написал эту веселую пьесу. Не сразу
нашла она путь на сцену. Но когда
была поставлена, в сентябре 1782 года,
по словам очевидцев, успех был
полный, «публика аплодировала пьесе
сцену».
метанием
Знаменитый князь Потемкин, говорят,
сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не
напишешь».
кошельков
на
Особенности драмы как рода
литературы
Основа драмы – действие;
речь героя – главное средство создания образа;
отсутствие развёрнутого повествовательно
описательного изображения;
важная роль декораций и художественных
деталей (интерьера, костюма и т.д.);
авторскую позицию помогает уяснить ремарка
(указание автора на поступки героев, их жесты,
мимику, интонацию, паузы и т.д.)
Основные правила классической
Изображение
комедии
повседневной
жизни,
людских пороков
Герои – люди низкого сословия; каждый из
них – носитель одной черты, одного
порока; чёткое деление на положительных
и отрицательных героев
Говорящие фамилии
Одна идея
Основные правила классической
комедии
Единство действия
(в основе комедии
должен лежать один конфликт)
Единство места и времени (действие
проходит в одном месте в течение суток)
Не допускается героическое и трагическое
(комедия должна смехом казнить пороки)
Установка на разговорный язык
Счастливый конец