Одной из распространенных причин дезадаптации обучающихся младшего школьного возраста является дислексия (специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера).
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Всё последующие обучение основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Существуют различные подходы к преодолению нарушений чтения. Данный материал, содержит некоторые приёмы , методы и авторские методики по данному вопросу.Презентация "Дислексия и пути её коррекции"
Дислексия
и пути её
коррекции
Дислексия - частичное
специфическое нарушение
процесса чтения, обусловленное
несформированностью высших
психических функций и
проявляющееся в
повторяющихся ошибках
стойкого характера.
принимающие участие в
формировании
Анализаторы,
лексической стороны речи
• Речеслуховой
анализатор
• Речедвигательный
анализатор
• Зрительный анализатор
Условия успешного овладения
навыком чтения
•сформированность устной речи;
•сформированность фонетико
фонематической и лексикограмматической
стороны речи;
•достаточное развитие пространственных
представлений;
• достаточное зрительного анализа и синтеза,
мнезиса;
•достаточное развитие психических
функций.
Классификация дислексии
(по Р.И. Лалаевой)
Фонематическая дислексия
Недоразвитие фонематического
восприятия;
- недоразвитие фонематического
анализа.
Типы ошибок
Побуквенное чтение;
искажение звукослоговой структуры слова;
вставки;
пропуски букв;
перестановки слогов.
Семантическая дислексия
Звукослогового анализа и синтеза;
побуквенное чтение;
механическое чтение без понимания
прочитанного.
Типы ошибок
Нарушение понимания прочитанного (слов,
предложений, текста) при технически правильном
чтении.
Аграмматическая дислексия
Недоразвитие грамматического
строя речи, морфологических и
синтаксических обобщений;
-ограничение словарного запаса.
Типы ошибок
Замена падежных окончаний;
нарушение согласования существительных и
прилагательных, окончаний глаголов и др.
Мнестическая дислексия
Нарушение процессов
установления связей между звуком
и буквой;
нарушение речевой памяти.
Типы ошибок
Нарушение последовательности букв, слов;
пропуски;
трудности усвоения букв;
замены.
Оптическая дислексия
Нарушение зрительного восприятия
форм;
оптикопространственной ориентации;
зрительного гнозиса, анализа и синтеза;
памяти, внимания.
Смешения и замены графически сходных букв.
Типы ошибок
Основные приёмы и методы работы
с детьмидислексиками:
• Дыхательная, зрительная и артикуляционная
• Метод кинезиологической коррекции.
• Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и
гимнастики.
пальцев рук.
руками.
• Ритмикоречевая и музыкальная терапия.
• Зеркальносимметричное рисование обеими
• Упражнения для развития зрительномоторных
координаций, оперативного поля чтения.
• Интеллектуальноразвивающие словесные игры.
• Метод "озвученного" чтения.
Методики преодоления нарушений
чтения
1.Метод ритмизованного чтения
(на основе методики Т.Г. Визель).
2. Метод устного диктанта слов
(методические рекомендации Ильиной Е.Н.).
3. Анализ слова с опорой на цифровой ряд
(автор И.Н. Садовникова).
4.Слоговые таблицы
(на основе методики А.Н Корнева).
5.Модифицированные зрительные диктанты (Федоренко
Пальченко).
6.Методика Рональда Д. Дейвиса по устранению дислексии.
Известные дислектики
Владимир Маяковский
Мерилин Монро
Ганс Христиан Андерсен
Нельсон Рокфеллер
Квентин Тарантино
Агата Кристи
Уинстон Черчиль
Леонардо да Винчи
Уолт Дисней
Альберт Эйнштейн
Том Круз
Принцесса Диана
https://www.youtube.com/watch
?v=UTE2TX-k1Pc
47.16-50.00
Суть методики: помочь ребенку
освоить механизм "выключения”
дезориентации с помощью
установления так называемой "точки
ориентации”, из которой с помощью
богатого воображения сможет
увидеть окружающий мир без
искажений.