Конечно, для развития ребёнка важен каждый возраст. И всё же подростковый возраст занимает особое место именно потому, что переход от детства к взрослости – это ни много ни мало, как переход от одной эпохи жизни к другой. Но всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых? Умеем ли мы увидеть в подростке и правильно понять первые, только появляющиеся ростки зрелости?
Конечно, для развития ребёнка важен
каждый возраст. И всё же подростковый
возраст
занимает особое место именно
потому, что переход от детства к взрослости –
это ни много ни мало, как переход от одной
эпохи жизни к другой. Но всегда ли мы
этого перехода,
осознаем
всегда ли понимаем, что он означает для
самого ребёнка и для взрослых? Умеем ли мы
увидеть в подростке и правильно понять
первые,
ростки
зрелости?
грандиозность
только
появляющиеся
возраст-
это
Подростковый
время
интенсивного, но неравномерного развития.
Различные системы организма развиваются с
разной скоростью. Так, зачастую кровеносная
система не успевает за ростом костной и
мышечной. Такие же значительные различия
существуют и в психическом развитии, в
интересах, в умственной зрелости, уровне
самостоятельности детей, причем различия
эти не исключение, а правило.
Подросток может быть в
одних
уже
взрослым, а в других- еще
ребенком.
совершенно
Подростковый возраст- это
возраст
ума,
к
жадного
познанию, возраст кипучей
энергии,
бурной
активности,
инициативности,
деятельности.
пытливого
стремления
отношениях
жажды
Подросток часто уже ставит перед собой
цели, сам планирует их осуществление. Но
недостаточность
в
проявляя
в
частности,
настойчивость в одном виде деятельности,
подросток может не обнаруживать ее в
других видах.
сказывается,
что,
воли
том,
Наряду с этим подростковый возраст
характеризуется импульсивностью. Порой
подростки сначала сделают, а потом
подумают, хотя при этом осознают, что
следовало бы поступить наоборот.
Подросток стремится быть и считаться
взрослым. Он всячески протестует, когда
его контролируют, наказывают, требуют
от него послушания, подчинения, не
считаясь с его желаниями, интересами,
что приводит к конфликтам в семье и
школе.
ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
возраст
от
Границы подросткового возраста примерно совпадают
с обучением детей в средних классах школы и
лет.
охватывают
Пятиклассника многие из нас без особых размышлений
назовут ребёнком, а про восьмиклассника скажут, что
даже по внешнему виду он находится, по меньшей
мере, на полпути к взрослости.
10-11 до
14-15
Границы возраста- от 11- 12 до 15- 16 лет. Данный
возрастной период можно разделить на младший (от 11
до 13- 14 лет) и старший (от 13- 14 до 16 лет)
подростковый возраст.
Основная
особенность
подросткового
изменения,
периода-
качественные
затрагивающие все стороны развития.
резкие,
У разных подростов эти изменения происходят в
разное время: некоторые подростки развиваются
быстрее, некоторые в чем- то отстают от
остальных, а в чем- то опережают их. Например,
девочки во многих отношениях развиваются
быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое
развитие каждого происходит неравномерно: одни
стороны психики развиваются быстрее другие
медленнее.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ-
ИНТИМНО- ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ СО
СВЕРСТНИКАМИ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
расширение самосознания: поиск «Я
идеального» и постоянный анализ
«Я
формирование
образа «физического Я»;
реального»,
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
появление
чувства взрослости
и его проявление в
манере
одежде,
поведения, в речи;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
развитие
чувства
способности к
саморазвитию
и
самовоспитани
ю;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
в
повышенная
потребность
общении,
самоутвержден
ии,
самостоятельно
сти
и
независимости
от взрослого;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
эмоциональная
неустойчивост
ь
аффективная
окрашенность
действий;
и
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
развитие
внутренних
моральных
ценностей,
которые еще
неустойчивы в
поведении;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
обострение
(акцентуации);
СФЕРЫ:
черт
характера
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ:
наблюдается
личностная
нестабильност
ь во взглядах,
в
эмоциях,
поступках
подростка.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ:
вызывающее поведение в
общественных местах;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ:
межличностные
отношения
строятся
по
всего
интересам, не связанным с
учебной деятельностью, она
отходит на второй план;
чаще
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ:
появление
различных
увлечений,
которые
затягивают
подростка, где
он
себя
реализует;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ:
появляется
референтная
(значимая)
группа;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ:
возникновени
е интереса и
установление
первых
взаимоотноше
ний
с
подростками
другого пола.
КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
и
организма
зависит
и
от
Начало кризиса для каждого подростка
индивидуально
темпа
созревания
характера
социальной
ситуации развития. Основой
подросткового
становятся
противоречия
возникшими
внутренними изменениями и внешними не
меняющимися обстоятельствами, которые не
удовлетворяют желаемое повзрослевшего
ребенка.
кризиса
между
в
появлении
такого
противоречия
Причины
чувства
кроятся
взрослости, в психофизиологической
перестройке
которую
подросток не сразу осознает, и
непринятии «взрослости» со стороны
взрослых, которые демонстрируют
непонимание переживаний подростка
по поводу его самореализации.
организма,
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЗРОСЛЫМ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА:
взрослым
общение
строить
подростком
личностных
доброжелательном тоне;
на
особенностей
уважении
и
с
их
в