Профессиональный стандарт педагога - актуальная тема в педагогическом сообществе в последнее время. В презентации изложены основные принципы профессионального стандарта, требования к педагогу - филологу. Зачем он нужен, область применения, цели применения. Вы узнаете, что предполагает стандарт в части обучения и воспитанияПрезентация и текст выступления о профессиональном стандарте педагога
Профессиональный
стандарт педагога
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Тогучинского района
«Березиковская средняя школа»
Любовь Петровна Бойченко
Педагог – ключевая фигура
реформирования
образования.
В стремительно меняющемся
открытом мире главным
профессиональным качеством,
которое педагог должен
постоянно демонстрировать
своим ученикам, становится
умение учиться.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Труд педагога должен быть
избавлен от мелочной
регламентации, освобожден от
тотального контроля.
Профессиональный стандарт
педагога должен раскрепостить
педагога, дать
новый импульс его развитию.
http://ku4mina.ucoz.ru/
• Расширяя границы свободы
педагога, профессиональный
стандарт одновременно
повышает его ответственность
за результаты своего труда,
предъявляя требования к его
квалификации, предлагая
критерии ее оценки.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Зачем нужен
профессиональный
стандарт педагога
стратегии
инструмент
повышения
инструмент
реализации
•
образования в меняющемся мире;
•
качества
образования и выхода отечественного
образования на международный уровень;
• объективный измеритель квалификации
педагога;
• средство отбора педагогических кадров в
учреждения образования;
• основа для формирования трудового
договора,
отношения
между работником и работодателем.
фиксирующего
http://ku4mina.ucoz.ru/
Необходимость наполнения
профессионального стандарта
учителя новыми компетенциями
• работа с одаренными учащимися;
• работа в условиях реализации программ
инклюзивного образования;
• преподавание русского языка учащимся,
для которых он не является родным;
• работа с учащимися, имеющими
проблемы в развитии;
• работа с девиантными, зависимыми,
социально запущенными и социально
уязвимыми учащимися, имеющими
серьезные отклонения в поведении.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Стандарт
должен
· соответствовать структуре
профессиональной деятельности
педагога;
· не превращаться в инструмент жесткой
регламентации деятельности педагога;
· избавить педагога от выполнения
несвойственных функций, отвлекающих
его от выполнения своих прямых
обязанностей;
· побуждать педагога к поиску
нестандартных решений;
· соответствовать международным
нормам и регламентам;
· соотноситься с требованиями
профильных министерств и ведомств, от
которых зависят исчисление трудового
стажа, начисление пенсий и т.п.
Функции
стандарта
• преодолеть технократический
подход в оценке труда педагога;
• обеспечить координированный
рост свободы и ответственности
педагога за результаты своего
труда;
• мотивировать педагога на
постоянное повышение
квалификации.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Область
применения
• при приеме на работу в
общеобразовательное учреждение на
должность «педагог»;
• при проведении аттестации
педагогов образовательных учреждений
региональными органами исполнительной
власти, осуществляющими управление в
сфере образования;
• при проведении аттестации педагогов
самими образовательными организациями,
в случае предоставления им
соответствующих полномочий.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Цель применения
• Определять необходимую квалификацию
педагога, которая влияет на результаты
обучения, воспитания и развития ребенка.
• Обеспечить необходимую подготовку
педагога для получения высоких
результатов его труда.
• Обеспечить необходимую осведомленность
педагога о предъявляемых к нему
требованиях.
• Содействовать вовлечению педагогов в
решение задачи повышения качества
образования.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Термины и
определения
• Квалификация педагога
• Профессиональная компетенция
• Профессиональный стандарт пед
• Региональное дополнение к проф
ессиональному стандарту
• Внутренний стандарт образовате
льной организации
• Ключевые области стандарта пед
агога
агога
• Профессиональная ИКТ-компетен
тность
• Аудит
• Внутренний аудит
http://ku4mina.ucoz.ru/
Содержание
профессионал
ьного
стандарта
педагога
Часть первая:
обучение
1. Иметь высшее образование. Педагогам,
Педагог должен
имеющим среднее специальное
образование и работающим в настоящее
время в дошкольных организациях и
начальной школе, должны быть созданы
условия для его получения без отрыва от
своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и
программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки,
анализировать их эффективность
(самоанализ урока).
http://ku4mina.ucoz.ru/
..
4. Владеть формами и методами обучения,
выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к
обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников: со
специальными потребностями в образовании;
одаренных учеников; учеников, для которых
русский язык не является родным; учеников
с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания
учеников, используя разные формы и
методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Часть вторая:
воспитательная работа
1. Владеть формами и методами воспитательной
Педагог должен:
работы.
и экспедиций.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов
3. Владеть методами музейной педагогики.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для
обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами с целью
вовлечения учеников в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в
организации ученических органов самоуправления.
.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их
достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить ценностный аспект учебного
знания и информации и обеспечивать его
понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и
события, развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка.
11. Уметь обнаруживать и
реализовывать воспитательные возможности
различных видов деятельности ребенка.
12. Уметь строить воспитательную деятельность с
учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах детско-
взрослые общности учащихся, их родителей и
педагогов.
15. Уметь сотрудничать с другими педагогами
и специалистами в решении воспитательных
задач.
16. Уметь анализировать реальное состояние
дел в классе, поддерживать в детском
коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы
учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.
14. Уметь поддерживать конструктивные
усилия родителей учащихся.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и
традиции жизни школы, внося в них свой
положительный вклад.
Часть третья: развитие
1. Готовность принять разных детей.
Профессиональная установка на оказание помощи
любому ребенку.
2. Способность выявлять разнообразные проблемы
детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку
своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими
специалистами в рамках психолого-медико-
педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими
специалистами программу индивидуального
развития ребенка.
http://ku4mina.ucoz.ru/
7. Владение специальными методиками,
позволяющими проводить коррекционно-
развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе
не принимают.
.
10. Знание общих закономерностей развития
личности и проявления личностных свойств,
психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурно-
исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически
безопасную и комфортную образовательную
среду, знать и уметь проводить профилактику
различных форм насилия в школе.
13. Умение осуществлять психолого-педагогическое
сопровождение образовательных программ.
14. Владение элементарными приемами
.
психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей учащихся.
15. Умение составить психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать
индивидуальные программы развития с учетом
личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать УУД, образцы
и ценности социального поведения, навыки
поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, навыки поликультурного
общения и толерантность, ключевые компетенции
и т.д.
.
18. Владение психолого-педагогическими
технологиями (в том числе
инклюзивными), необходимыми для
работы с различными учащимися.
19. Умение формировать детско-взрослые
сообщества, знание их социально-
психологических особенностей и
закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей
семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской
общественностью.
Профессионал
ьный стандарт
учителя
математики и
информатики
Основная задача учителя математики –
сформировать у учащегося модель
математической деятельности (включая
в
приложение
соответствии со ступенью
(общего)
образования, включая дошкольную.
математики)
от
аттестационной
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
ДОЛЖЕН:
· Уметь решать задачи элементарной математики
соответствующей ступени образования, задачи
олимпиад.
· Устойчиво выполнять задания открытых банков
на уровне, который может устанавливаться в
зависимости
категории
учителя.
Владеть
основными
.
лабораторий
математическими
∙
компьютерными инструментами:
- визуализации данных, зависимостей, отношений,
процессов, геометрических объектов,
- вычислений – численных и символьных,
- обработки данных (статистики),
-экспериментальных
(вероятность,
информатика).
-Квалифицированно набирать математический текст.
· Иметь представление о широком
спектре
знать доступные
приложений математики
учащимся
этих
элементы
приложений.
·
источники,
периодику, следить за последними открытиями в
области математики и знакомить с ними учащихся.
· Иметь канал консультирования по сложным
математическим вопросам.
и
математические
Использовать
информационные
Профессиональный
стандарт учителя
русского языка
О, сколько нам мгновений
чудных
http://ku4mina.ucoz.ru/
Учитель русского языка
• Соблюдать контекстную языковую норму. Не
допускать в устной и письменной речи массовых
ошибок.
должен:
• Осуществлять автокоррекцию. При сомнении,
чьем-то замечании обращаться к источникам
Интернета.
• Знать и использовать стандартное общерусское
произношение и лексику.
• Проявлять позитивное отношение к местным
языковым явлениям, отражающим культурно-
исторические особенности развития региона.
• Проявлять позитивное отношение к родным
языкам учащихся, представленных в классе.
• Использовать специальные коррекционные
приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
http://ku4mina.ucoz.ru/
• Вести постоянную работу с семьями учащихся и
местным сообществом по формированию речевой
культуры.
• Давать этическую и эстетическую оценку языковых
проявлений в повседневной жизни: интернет-языка,
языка субкультур, языка СМИ, ненормативной
лексики.
• Учителю рекомендуется осуществлять
квалифицированный текстовый ввод, в частности
транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).
• Учителю рекомендуется использовать
информационные источники, в том числе иноязычные,
пользуясь средствами автоматизированного перевода
и звукового воспроизведения.
• Являться активным квалифицированным постоянным
читателем и зрителем (литературной периодики,
новинок литературы, кино и театра).
Профессиональные
компетенции учителя
русского языка
Учитель должен:
• Поощрять формирование эмоциональной и
рациональной потребности учащихся в коммуникации.
• Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в
максимально широком контексте.
• Стимулировать сообщения учащихся о событии или
объекте , анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства.
• Обучать учащихся методам понимания сообщения.
• Формировать культуру.
• Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики и т.д.
http://ku4mina.ucoz.ru/
участие
учащихся
в
• Поощрять
театральных
постановках, стимулировать создание ими анимационных
и других видеопродуктов.
• Совместно с учащимися находить и обсуждать
изменения в языковой реальности и реакции на них
социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося
языка».
• Совместно с учащимися использовать источники
языковой информации для решения практических или
познавательных задач.
• Моделировать
профессиональной
деятельности, где коммуникативная компетентность
является основным качеством работника, включая в нее
заинтересованных учащихся.
• Формировать
ссылок,
цитирования, нетерпимое отношение к нарушению
авторских прав, недобросовестным заимствованиям и
плагиату.
учащихся
культуру
виды
те
у
Общепедагогическая
компетентность учителя
русского языка
рекомендуется реализовывать
• Определение совместно с учащимся достигнутых
результатов и их динамики, проведение анализа и
сообщение ученику результатов анализа.
процессы:
• Определение совместно с учащимся, его родителями,
другими участниками образовательного процесса
зоны его ближайшего развития; предсказание и
планирование его «коридора ближайшего развития».
собственной
деятельности, с помощью методической службы,
оптимальных моделей педагогической деятельности,
подверженных постоянному развитию и изменению.
• Определение на основе анализа
http://ku4mina.ucoz.ru/
• Планирование образовательного процесса для
группы, класса детей на основе имеющихся
типовых программ и собственных разработок с
учетом специфики состава учащихся, уточнение и
модификация планирования.
• Организация деятельности учителя, ребенка и
группы (класса) детей, в том числе
индивидуальная и коллективная смена форм
деятельности, индивидуализация заданий,
получение, анализ домашних работ до начала
следующего занятия.
• Организация применения ИКТ учителем и
учащимися в образовательном процессе.
• Совместное с учащимися использование
иноязычных источников информации,
инструментов перевода, произношения.
• Организация олимпиад, конференций, турниров,
лингвистических игр в школе.
Внедрение стандарта
Шаг первый
Широкое обсуждение профессионального стандарта
педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами,
администраторами всех уровней, экспертным сообществом,
профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками.
Шаг второй
Запуск пилотных проектов, в которые добровольно
входят территории, образовательные организации,
педагогические вузы и центры переподготовки учителей,
заявляющие о готовности в своей деятельности
руководствоваться профессиональным стандартом
педагога.
Шаг третий
Полномасштабное введение профессионального стандарта
педагога с января 2017 года.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Квалификация педагога
Отражает уровень
профессиональной подготовки
учителя и его готовность к
труду в сфере образования.
Квалификация учителя
складывается из его
профессиональных
компетенций.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Профессиональная
компетенция
Способность успешно
действовать на основе
практического опыта, умения и
знаний при решении
профессиональных задач.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Профессиональный
стандарт педагога
Документ, включающий
перечень профессиональных и
личностных требований к
учителю, действующий на всей
территории Российской
Федерации.
http://ku4mina.ucoz.ru/
профессиональному
стандарту
Документ, включающий
Региональное
дополнение к
дополнительные требования к
квалификации педагога,
позволяющие ему выполнять
свои обязанности в реальном
социокультурном контексте.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Внутренний стандарт
образовательной
организации
Документ, определяющий
квалификационные требования
к педагогу, соответствующий
реализуемым в данной
организации образовательным
программам.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Ключевые области
стандарта педагога
Разделы стандарта,
соответствующие структуре
профессиональной
деятельности педагога:
обучение, воспитание и
развитие ребенка.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Профессиональная
ИКТ-компетентность
Квалифицированное
использование
общераспространенных в
данной профессиональной
области в развитых странах
средств ИКТ при решении
профессиональных задач там,
где это необходимо.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Аудит
Систематический, независимый
и документируемый процесс
получения свидетельств аудита
и их объективного оценивания в
целях установления степени
выполнения требований.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Внутренний аудит
Аудит, осуществляемый самой
организацией или другой организацией
от ее имени для внутренних целей.
Например, внутренний аудит может
быть проведен для подтверждения
результативности системы
менеджмента или оценки
квалификации работников, а также
оценки соответствия предъявляемым к
ним профессиональным требованиям.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Внешний аудит
Аудит, проводимый независимой
от образовательной организации
стороной. Внешний аудит может
быть осуществлен надзорными
органами или организациями,
представляющими интересы
потребителей.
http://ku4mina.ucoz.ru/
Источники:
Профессиональный стандарт педагога (Концепция и
содержание). [Электронный ресурс]/ режим доступа:
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA
%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071
Оформление :
• http://www.arhcity.ru/data/115/0001-001-Uchimsja-rabotat-po-
novym-standartam.jpg
• http://school96nnov.ucoz.ru/49286749.jpg
• http://sakha.gov.ru/sites/default/files/story/img/2012_08/23/shkola.gif
• http://www.yuginform.ru/media/adv/95301.jpg
• http://www.teleport2001.ru/files/teleport/styles/article_page/public/im
ages/00000267.jpg?itok=Pryh0DO2
• http://pozdravleniya-s.3dn.ru/_ld/0/35799138.gif
http://ku4mina.ucoz.ru/