Презентация "Этические воззрения Л.Н.Толстого" (10 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация может быть использована на уроках, посвященных изучению биографии Льва Николаевича Толстого. В презентации не представлены факты биографии писателя. Эта работа интересна тем, что в ней представлена "этика ненасилия" Толстого. Толстой утверждает высшую свою правду, которая выражена в учении Иисуса Христа.Презентация
Иконка файла материала этические воззрения Толстого.pptx
ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО 1
СИЛУЭТ М. Н. ВОЛКОНСКОЙ — ЕДИНСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МАТЕРИ ПИСАТЕЛЯ. 1810-Е ГГ. НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ ТОЛСТОЙ, отец писателя. Неизвестный художник. Бумага, акварель. 1823 год. 2
ОН БЫЛ ТАКЖЕ ЩЕДРО ОДАРЕН ПРИРОДОЙ: КРЕПКОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ ДОПОЛНЯЛОСЬ ПРЕКРАСНОЙ ПАМЯТЬЮ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ГЕНИЙ СОЧЕТАЛСЯ С ФЕНОМЕНАЛЬНЫМИ ФИЛОСОФСКО-АНАЛИТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ. ОН ПОЛУЧИЛ ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БЫЛ ВОСПИТАН В ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, В ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ ТОЛСТОЙ, ПО ЕГО СОБСТВЕННОМУ ПРИЗНАНИЮ, ВСТУПИЛ ПОЛНЫМ НИГИЛИСТОМ — ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ НИ ВО ЧТО НЕ ВЕРИТ. 3
«РАЗГОВОР О БОЖЕСТВЕ И ВЕРЕ НАВЕЛ МЕНЯ НА ВЕЛИКУЮ, ГРОМАДНУЮ МЫСЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОТОРОЙ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СПОСОБНЫМ ПОСВЯТИТЬ ЖИЗНЬ. МЫСЛЬ ЭТА – ОСНОВАНИЕ НОВОЙ РЕЛИГИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, РЕЛИГИИ ХРИСТА, НО ОЧИЩЕННОЙ ОТ ВЕРЫ И ТАИНСТВЕННОСТИ, РЕЛИГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ, НЕ ОБЕЩАЮЩЕЙ БУДУЩЕЕ БЛАЖЕНСТВО, НО ДАЮЩЕЙ БЛАЖЕНСТВО НА ЗЕМЛЕ» 4
ЕГО ПРЕСЛЕДУЮТ МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ, КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ЕМУ «ВЫХОДОМ СИЛЫ И ЭНЕРГИИ». ВЫХОД, ПРЕДЛАГАЕМЫЙ РАЗУМА». ВЕРОЙ, ОН НЕ ПРИНИМАЛ, ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ЕМУ «ОТРИЦАНИЕМ 5
ПОЗЖЕ ТОЛСТОЙ УВИДЕЛ ПРОЯВЛЕНИЯ ИСТИНЫ В НАРОДНОЙ ЖИЗНИ И ИСПЫТЫВАЛ СТРЕМЛЕНИЕ СОЕДИНИТЬСЯ С ВЕРОЙ ПРОСТОГО НАРОДА. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ОН СОБЛЮДАЕТ ПОСТЫ, УЧАСТВУЕТ В БОГОСЛУЖЕНИЯХ И ИСПОЛНЯЕТ ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. НО ГЛАВНЫМ В ЭТОЙ ВЕРЕ БЫЛО ВОСПОМИНАНИЕ О СОБЫТИИ ВОСКРЕСЕНИЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО ТОЛСТОЙ, ПО СОБСТВЕННОМУ ПРИЗНАНИЮ, И В ЭТОТ ПЕРИОД СВОЕЙ ЖИЗНИ «НЕ МОГ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ». И О МНОГОМ ДРУГОМ ОН «СТАРАЛСЯ ТОГДА НЕ ДУМАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОТРИЦАТЬ». ПЕРВОЕ ПОСЛЕ МНОГИХ ЛЕТ ПРИЧАСТИЕ ПРИНЕСЛО ЕМУ НЕЗАБЫВАЕМО МУЧИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО И ОН ПРЕКРАЩАЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ИЗ-ЗА ПОЛНОГО РАЗОЧАРОВАНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ ВЕРЕ. 6
В НОЯБРЕ 1909 ГОДА ОН ЗАПИСАЛ МЫСЛЬ, КОТОРАЯ УКАЗЫВАЛА НА ЕГО ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ: «Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ, КАК НЕ СОВЕТОВАЛ И НЕ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ БЫЛИ БРАМАНИСТЫ, БУДДИСТЫ, КОНФУЦИОНИСТЫ, ТАОСИСТЫ, МАГОМЕТАНЕ И ДРУГИЕ. МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ НАЙТИ, КАЖДЫЙ В СВОЕЙ ВЕРЕ, ТО, ЧТО ОБЩЕЕ ВСЕМ, И, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО, СВОЕГО, ДЕРЖАТЬСЯ ТОГО, ЧТО ОБЩЕ». 7
Религиозные и нравственные ИМПЕРАТИВЫ Льва Толстого явились источником движения толстовства, построенном на двух основополагающих тезисах: «ОПРОЩЕНИЯ» и «непротивления злу насилием».  ОПРОЩЕНИЕ, или МИНИМАЛИЗМ как образ жизни — выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными — этическими, религиозными, эколо гическими.    НЕНАСИЛИЕ — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.  8
Последователи его учения — толстовцы — чтили провозглашённые Львом Николаевичем пять заповедей: • не гневайся, • не прелюбодействуй, • не клянись, •не противься злу насилием, •возлюби врагов своих, как ближнего своего. 9
Считая принуждение злом, он делал вывод о необходимости упразднения государства, но не путём революции, основанной на насилии, а путём добровольного отказа каждого члена общества от исполнения любых государственных обязанностей, будь то воинская повинность, уплата налогов и т. п. «Анархисты правы во всём: и в отрицании существующего, и в утверждении того, что при существующих нравах ничего не может быть хуже насилия власти; но они грубо ошибаются, думая, что анархию можно установить революцией. Анархия может быть установлена только тем, что будет больше и больше людей, которым не нужна защита правительственной власти и всё больше и больше людей, которые будут стыдиться прилагать эту власть.». 10
Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом лишь в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли бога, а воля бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви запечатлен в человеческом сердце, осмыслен основателями религий, философами, полней и точней всего он развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу от тлена, чтобы придать жизни смысл, который не обессмысливается смертью, человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда. Не отвечать злом на зло, насилием на насилие – такова основа жизнеучения Л. Толстого. 11