Данная презентация может быть использована на уроках, посвященных изучению биографии Льва Николаевича Толстого.
В презентации не представлены факты биографии писателя. Эта работа интересна тем, что в ней представлена "этика ненасилия" Толстого. Толстой утверждает высшую свою правду, которая выражена в учении Иисуса Христа.Презентация
СИЛУЭТ М. Н. ВОЛКОНСКОЙ —
ЕДИНСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
МАТЕРИ ПИСАТЕЛЯ. 1810-Е ГГ.
НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ ТОЛСТОЙ, отец
писателя. Неизвестный художник.
Бумага, акварель. 1823 год.
2
ОН БЫЛ ТАКЖЕ ЩЕДРО ОДАРЕН ПРИРОДОЙ: КРЕПКОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ
ДОПОЛНЯЛОСЬ ПРЕКРАСНОЙ ПАМЯТЬЮ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ГЕНИЙ СОЧЕТАЛСЯ
С ФЕНОМЕНАЛЬНЫМИ ФИЛОСОФСКО-АНАЛИТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ. ОН
ПОЛУЧИЛ ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БЫЛ ВОСПИТАН В
ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, В ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ ТОЛСТОЙ, ПО ЕГО
СОБСТВЕННОМУ ПРИЗНАНИЮ, ВСТУПИЛ ПОЛНЫМ НИГИЛИСТОМ — ЧЕЛОВЕКОМ,
КОТОРЫЙ НИ ВО ЧТО НЕ ВЕРИТ.
3
«РАЗГОВОР О БОЖЕСТВЕ И ВЕРЕ НАВЕЛ МЕНЯ
НА ВЕЛИКУЮ, ГРОМАДНУЮ МЫСЛЬ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОТОРОЙ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ
СПОСОБНЫМ ПОСВЯТИТЬ ЖИЗНЬ. МЫСЛЬ ЭТА
– ОСНОВАНИЕ НОВОЙ РЕЛИГИИ,
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, РЕЛИГИИ ХРИСТА, НО
ОЧИЩЕННОЙ ОТ ВЕРЫ И ТАИНСТВЕННОСТИ,
РЕЛИГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ, НЕ ОБЕЩАЮЩЕЙ
БУДУЩЕЕ БЛАЖЕНСТВО, НО ДАЮЩЕЙ
БЛАЖЕНСТВО НА ЗЕМЛЕ»
4
ЕГО ПРЕСЛЕДУЮТ МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ,
КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ЕМУ «ВЫХОДОМ
СИЛЫ И ЭНЕРГИИ». ВЫХОД, ПРЕДЛАГАЕМЫЙ
РАЗУМА».
ВЕРОЙ, ОН НЕ ПРИНИМАЛ, ЭТО
ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ЕМУ «ОТРИЦАНИЕМ
5
ПОЗЖЕ ТОЛСТОЙ УВИДЕЛ ПРОЯВЛЕНИЯ ИСТИНЫ В
НАРОДНОЙ ЖИЗНИ И ИСПЫТЫВАЛ СТРЕМЛЕНИЕ
СОЕДИНИТЬСЯ С ВЕРОЙ ПРОСТОГО НАРОДА. С ЭТОЙ
ЦЕЛЬЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ОН СОБЛЮДАЕТ ПОСТЫ,
УЧАСТВУЕТ В БОГОСЛУЖЕНИЯХ И ИСПОЛНЯЕТ
ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. НО ГЛАВНЫМ В
ЭТОЙ ВЕРЕ БЫЛО ВОСПОМИНАНИЕ О СОБЫТИИ
ВОСКРЕСЕНИЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО
ТОЛСТОЙ, ПО СОБСТВЕННОМУ ПРИЗНАНИЮ, И В ЭТОТ
ПЕРИОД СВОЕЙ ЖИЗНИ «НЕ МОГ СЕБЕ
ПРЕДСТАВИТЬ». И О МНОГОМ ДРУГОМ ОН «СТАРАЛСЯ
ТОГДА НЕ ДУМАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОТРИЦАТЬ». ПЕРВОЕ
ПОСЛЕ МНОГИХ ЛЕТ ПРИЧАСТИЕ ПРИНЕСЛО ЕМУ
НЕЗАБЫВАЕМО МУЧИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО И ОН
ПРЕКРАЩАЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ИЗ-ЗА ПОЛНОГО РАЗОЧАРОВАНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ
ВЕРЕ.
6
В НОЯБРЕ 1909 ГОДА ОН ЗАПИСАЛ МЫСЛЬ,
КОТОРАЯ УКАЗЫВАЛА НА ЕГО ШИРОКОЕ
ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ:
«Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ, КАК НЕ
СОВЕТОВАЛ И НЕ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ БЫЛИ
БРАМАНИСТЫ, БУДДИСТЫ, КОНФУЦИОНИСТЫ,
ТАОСИСТЫ, МАГОМЕТАНЕ И ДРУГИЕ. МЫ ВСЕ
ДОЛЖНЫ НАЙТИ, КАЖДЫЙ В СВОЕЙ ВЕРЕ, ТО,
ЧТО ОБЩЕЕ ВСЕМ, И, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО, СВОЕГО, ДЕРЖАТЬСЯ
ТОГО, ЧТО ОБЩЕ».
7
Религиозные и нравственные
ИМПЕРАТИВЫ Льва Толстого явились
источником движения толстовства,
построенном на двух основополагающих
тезисах: «ОПРОЩЕНИЯ» и «непротивления
злу насилием».
ОПРОЩЕНИЕ, или МИНИМАЛИЗМ как образ
жизни — выбор человеком образа жизни,
связанного с отказом от большинства благ
современной цивилизации. Причины такого
выбора могут быть
различными — этическими, религиозными, эколо
гическими.
НЕНАСИЛИЕ — система ценностей, этическая и
социальная концепция и практика, состоящая в
неприятии насилия и отказе от использования
насилия для достижения любых целей. 8
Считая принуждение злом, он делал
вывод о необходимости
упразднения государства, но не путём
революции, основанной на насилии, а
путём добровольного отказа каждого
члена общества от исполнения любых
государственных обязанностей, будь то
воинская повинность, уплата налогов
и т. п.
«Анархисты правы во всём: и в отрицании
существующего, и в утверждении того, что
при существующих нравах ничего не может
быть хуже насилия власти; но они грубо
ошибаются, думая, что анархию можно
установить революцией. Анархия может
быть установлена только тем, что будет
больше и больше людей, которым не нужна
защита правительственной власти и всё
больше и больше людей, которые будут
стыдиться прилагать эту власть.».
10
Толстой считает, что жизнь человека
наполняется смыслом лишь в той мере, в
какой он подчиняет ее исполнению воли бога,
а воля бога дана нам как закон любви,
противостоящий закону насилия. Закон любви
запечатлен в человеческом сердце, осмыслен
основателями религий, философами, полней и
точней всего он развернут в заповедях
Христа. Чтобы спасти себя, свою душу от
тлена, чтобы придать жизни смысл, который
не обессмысливается смертью, человек
должен перестать делать зло, совершать
насилие, перестать раз и навсегда.
Не отвечать злом на зло, насилием на
насилие – такова основа жизнеучения
Л. Толстого.
11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.