В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы. Нам же интересно, как происходит работа учителя в спец мед группе. Как эта группа комплектуется, и как строются задачи учащихся.
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В
СПЕЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ
ГРУППЕ
Учитель ФК
МБОУ – лицей №2 г.Тулы
Савкина Юлия Александровна
В целях дифференцированного подхода к
организации уроков физической
культуры все обучающиеся
общеобразовательных учреждений, в
зависимости от состояния здоровья,
делятся на три группы:
• основную
• подготовительную
• специальную
Специальную медицинскую группу (СМГ),
в свою очередь, условно можно разбить на
две подгруппы:
А – школьники с
обратимыми заболеваниями,
которые после лечебно
оздоровительных
мероприятий могут перейти
в подготовительную группу.
Б – учащиеся с
патологическими
(необратимыми)
отклонениями.
Специальную медицинскую группу (СМГ), в свою очередь, условно можно разбить на две подгруппы:
Уроки в СМГ различаются от
основной и подготовительной групп:
• требованиями к уровню освоения
материала,
• объемом и структурой
нагрузки,
• учебными программами.
Для подготовки и проведения занятий в СМГ,
необходимо объединить разрозненные группы
школьников неодинаковых по :
возрасту,
полу,
характеру заболевания,
функциональным параметрам.
Все уроки должны иметь оздоровительную
направленность и тренирующий характер,
способствующие адаптации детей к нагрузкам.
Комплектование специальных медицинских групп
Основным критерием для включения учащегося в
СМГ является установление диагноза с
обязательным указанием степени нарушения
функций организма. При комплектовании таких
групп школьный врач и учитель физкультуры
должны также знать уровень их подготовленности,
который определяется при помощи двигательных
тестов.
Для проверки допустимо использовать только те
упражнения, которые не противопоказаны ребенку при его
заболевании.
Двигательные тесты для определения
уровня подготовленности учащихся
бег (ходьба) в течение шести
минут.
Общая выносливость
Скоростносиловые
качества
Координация движений,
ловкости, быстрота
двигательной реакции,
скоростная
выносливость и сила
мышц ног
.
.
.
прыжки в длину с места.
броски и ловля теннисного мяча
двумя руками с расстояния
одного метра от стенки в течение
30 секунд в максимальном темпе.
Прыжки через скакалку
.
.
сгибания и разгибания рук в упоре
лежа
приседания, выполненные в
произвольном темпе до утомления
Сила мышц рук и
плечевого пояса.
.
Силовая выносливость
Основные задачи физического воспитания
учащихся СМГ
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому
развитию и закаливанию организма.
2. Улучшение показателей физического развития.
3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.
4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических
нагрузок.
5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил
организма.
6. Воспитание волевых качеств, интереса и привычки к
самостоятельным занятиям физкультурой:
– обучение способам самоконтроля при выполнении физических
нагрузок;
– овладение комплексами упражнений, благоприятно влияющими
на состояние организма учащегося, с учетом его заболевания.
Противопоказания к выполнению некоторых
видов упражнений при различных заболеваниях
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Виды упражнений
С максимальным усилием
С максимальной задержкой
дыхания
С резким ускорением темпа
С максимальным статическим
напряжением
Толчковые прыжки, прыжки в
глубину
Упражнения в равновесии на
повышенной опоре
На мышцы брюшного пресса
Акробатические с повышенной
сложностью
Ограниченное время игр
Заболевания
Сердечно- сосудистая система
Сердечно- сосудистая система
Органы дыхания
Сердечно- cосудистая система
Почки, Органы зрения,
Искривление позвоночника,
Органы пищеварения
Нервная система
Органы пищеварения
Органы зрения Искривление
позвоночника
Нервная система
Дети, отнесенные к СМГ,
освобождаются от :
• выполнения физических упражнений
по программе средней школы,
• участия в соревнованиях,
• выполнения учебных нормативов.
С самого начала ребят нужно
обучать подсчитывать пульс
перед занятием, после каждой
его части и окончания урока
Характерные отклонения в состоянии
здоровья:
• Заболевания опорнодвигательного
аппарата;
• Заболевания сердечно сосудистой
системы;
• Заболевания органов дыхания;
• Заболевания органов пищеварения;
• Нарушение обмена веществ;
• Заболевание глаз.
Характерные отклонения в состоянии здоровья:
Занятия в СМГ строятся на основе общих принципов:
всесторонности,
сознательности,
постепенности,
повторения.
Важны:
индивидуальный подход
систематичность воздействий.
Учащиеся, как правило:
малоподвижны,
стеснительны,
некоординированны,
легко ранимы,
боятся насмешек.
Поэтому недопустимо проведение уроков совместно с основной и
подготовительной группами.
Этапы занятий
физической культурой в СМГ
1. Вводно подготовительная часть.
Упражнения для укрепления мышечного корсета, обучение
дыханию, обучение измерения ЧСС.
2. Основная часть.
Практическое ознакомление с ОФУ, элементы
художественной гимнастики со специальной направленностью
для девушек, для мальчиков атлетическая гимнастика.
3. Заключительная часть.
Комплекс специальных упражнений по карточкам в
зависимости от заболевания, упражнения на расслабление и
дыхание.
Контроль и оценка стимулируют стремление
ребят к совершенствованию, повышают их
активность на занятиях.
На уроке оценивается :
физическая подготовленность детей,
индивидуальные особенности,
«освоение знаний»,
«двигательные умения».
Контроль за физической
подготовленностью нужно проводить два
раза в год: в сентябре–октябре и в апреле–
мае.