Сегодня школы Российской Федерации переходят на ФГОС нового поколения, которые предусматривают, с одной стороны, формирование у учащихся, предметных знаний, а с другой, — системы универсальных учебных действий.В презентации подробно описано понимание УУД с позиций функций, классификации. Приведены примеры конкретных УУД формируемых на уроке химии.
Формирование
универсальных учебных
действий на уроках химии.
Подготовила учитель химии МОУ
«Cусанинской средней школы»
Обливанова С.В.
Что же такое УУД
Что же такое УУД
1. В широком значении способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
2. В более узком смысле как совокупность
которая
способов действия обучающегося,
обеспечивает
к
самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
способность
его
Функции универсальных
Функции универсальных
учебных действий:
учебных действий
1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения;
2. Создание условий для гармоничного развития личности и
ее самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию;
3. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
4. Нахождение и использование необходимых средств
достижения;
5. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и
навыков и формирование компетентностей в любой
предметной области, в том числе «Естествознание».
Универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия
и их классификация
и их классификация
ФГОС ООО определил в качестве главных
результатов
личностные, предметные и
метапредметные
универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование УУД, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
ФГОС ООО определил в качестве главных результатов личностные, предметные и метапредметныеуниверсальные учебные действия.
Схема универсальных учебных действий
Схема универсальных учебных действий
Личностные действия
Личностные действия
направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в
нравственных нормах и правилах,
свою
жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего
будущего.
выработать
Виды заданий, формирующие действия
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Познавательные
Познавательные
Виды заданий, формирующие
действия
действия
действия
«Найди отличия» (можно задать их количество)
«На что похоже?»
Поиск лишнего
«Лабиринты»
Упорядочивание
«Цепочки»
Хитроумные решения
Составление схемопор
Работа с разного вида таблицами
Составление и распознавание диаграмм
Работа со словарями
«Пластилин»
Регулятивные действия
Регулятивные действия
обеспечивают организацию учащимися своей
учебной деятельности.
Виды заданий, формирующие действия
«Преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«Ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную
проблему).
Коммуникативные
Коммуникативные
действия
действия
обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в
общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Виды заданий, формирующие действия
Составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
магнитофонный опрос;
«Отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов
для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...»,
«объясни...» …
Технологии используемые
Технологии используемые
для формирования УУД
для формирования УУД
• Технология проблемнодиалогического обучения
• ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
• Обучение на основе «учебных ситуаций»
• Проектная и исследовательская деятельность
• Информационные и коммуникативные технологи
• Технология критического мышления
Технология проблемно
диалогического обучения
• регулятивные – умение решать проблемы;
• коммуникативные – вести диалог;
• познавательные – извлекать информацию,
делать логические выводы
• личностные – нравственная оценки ситуации,
проблема выбора
Основные методы
Основные методы
мониторинга УУД
УУД
мониторинга
системное наблюдение
фиксация
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Творческие задания
Примеры заданий формирующих
УУД
Творческие задания
Примеры заданий формирующих
УУД
Творческие задания
«ПЯТЫЙ
ЛИШНИЙ»
Примеры заданий формирующих
УУД
Творческие задания
«ХИМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ»
Примеры заданий формирующих
УУД
Химический характер житейской
информации
Почему волосы рано седеют?
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Примеры заданий формирующих
УУД
Что дают универсальные
Что дают универсальные
учебные действия?
учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную
деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации
на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и
сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни
обеспечивает личности
готовность к непрерывному
образованию, высокую социальную и профессиональную
мобильность.
Каждый учитель творец своих уроков.
Новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, дает нам почву
для новых идей и новых творческих изюминок.
«Посредственный учитель излагает. Хороший
учитель объясняет. Великий учитель
вдохновляет».
Уильям Уорд