Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".
Оценка 4.6

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
01.04.2017
Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".
Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба"
file1.doc
ТЕМА: Н.В.  ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА». ЭПОХА И ГЕРОИ Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя;  Задачи:  1) познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; 2) развивать умение анализировать литературный образ; 3) воспитывать патриотические чувства. Методические приемы: лекция учителя, сообщение ученика, работа с  учебником, составление плана, комментированное чтение. Оборудование урока:  презентация  к повести «Тарас Бульба»; учебник Г.С.  Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций/ Ф.Е.  Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,  2015». Литература к уроку: И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Н.В. Гоголе. М.,  1987; Г.А. Гуковский. Реализм Гоголя; В.В. Вересаев. Как работал Гоголь; Ю.В.  Манн. Поэтика Гоголя. Ход урока I. Слово учителя Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX  века, неповторимая писательская индивидуальность.  Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на  протяжении полуторастолетий не утихают споры о «феномене Гоголя»,  «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле  духовного и художественного развития. Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из  «исторического музея» русской литературы. Творчество Гоголя,  воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление  современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие  общественное и нравственное значение.  Загадку личности Гоголя  каждый прикасающийся к нему – «заколдованному  месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с  писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.   – Какие произведения Гоголя вы читали? II. Работа с презентацией Презентация 1. Родина  Н.В. Гоголя. Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями,  историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с  Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой  Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на  хуторе…»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея  (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб,  возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной (Марией). В  Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был  домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это  содействовало развитию литературных интересов будущего писателя. 2. Нежинская гимназия высших наук. Здесь, в гимназии проявилась, многосторонняя одаренность Гоголя: он учится  играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как  художник­оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он  пользуется успехом.  3. Встреча с Пушкиным По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые  повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с  Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831 г. У Плетнева он был представлен  Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе…»:  «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без  чопорности. А местами какая поэзия…!» В 1831­1834 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими.  Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о  Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою  очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных  начинаниях, подсказывал темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых  душ» и «Ревизора» подал Гоголю именно Пушкин 4. Повесть «Тарас Бульба». Повесть «Тарас Бульба» ­ результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30­х гг. он был адъюнкт­профессором в Петербургском университете.  Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В 1835 г. Он написал первый вариант «Тараса Бульбы», вошедший в сборник  «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь  подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов.  (Монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.  https://www.youtube.com/watch?v=_dRDmBtm8RE ) «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы  слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам  дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и  храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические  недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да,  как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот  в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит  наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя,  мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы:  любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови,  может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких,  как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному  помногу пропадать на чужбине; видишь и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать  сердечное слово, видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не  те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом  или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а сказал Тарас, и  махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: Нет, так  любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей;  думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные  табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают  черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с  своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная  милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в  морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того,  братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда­нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко  подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так  умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их! Комментарий учителя. Гоголь, оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его  называли основателем «натуральной школы»., позднее другой писатель, Ф.М.  Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском  и гоголевском». III. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Вы прочитали повесть «Тарас Бульба», но это лишь начало знакомства с  произведением  и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую  отделяло от него несколько веков.  ­ Почему писатель обратился к столь давним временам? Кто такие  запорожские казаки? Обратимся сначала к древней истории нашей страны. Монгольское нашествие в середине XII  века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов, позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское  государство.  Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в  состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в  государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества  перешли в состав Польши.  Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе  литовского княжества, ­ это теперешняя Белоруссия. Поляки и литовцы по вероисповеданию были католиками, и официальной  религией в польско­литовском государстве был католицизм. Но большая часть Белоруссии и Украины оставалось православной. Кроме того,  со временем многие польские дворяне (по­польски их называли шляхтичами, и  это слово прижилось на Украине и в Белоруссии) обзавелись на Украине  земельными владениями, и множество украинских крестьян превратилось в их крепостных. Многие украинские и белорусские шляхтичи принимали  католичество и воспринимали польский язык.  В 1596 годе в городе Брест­Литовском была заключена уния (то есть  объединение) православной и католической церкви, согласно которой  православное население Речи Посполитой должно было признать верховную  власть римского папы. Однако значительная украинского населения пойти на  это не захотела. Начались преследования тех, кто отказался признать унию.  Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала  воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного  врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в  них были украинские казаки. Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся  государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные.  Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр).  Центром днепровского казачества было Запорожская Сечь. Называлась она так  потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и  была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь  сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами  снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и  самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая  на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу.  Женщин в Сечь не пускали. Отношение польского правительства к казакам было двойственное. В случае  войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту (запорожцы  того времени сражались обычно в пешем, а не в конном строю), но в период мира опасались самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать  ненужную войну с турками, ­ и вообще смотрело на них как на опасных  смутьянов, в любое время готовых обратить оружие против Речи Посполитой. ­ Как и для чего использовал Гоголь в своей повести реальные исторические  события? Н.В. Гоголь намеренно отнес действие «Тараса Бульбы» к XV столетию. Но  происходить подобные события должны были или в конце XVI  или в первой  половине XVII веков. Именно тогда войны против польского государства стали  привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось  множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Казаки  считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что конечно, не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и  совершать жестокие убийства. Их противники, впрочем, гуманностью тоже не  отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал  излишне приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, но в  то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей  веры. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не  фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы  чаще называли себя «русскими». «Русскими» они называли также свой язык и  свою веру. Это неудивительно, так как понятие «Русь» связано с украинскими  землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России. Именно  украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти восточнославянских народов. Сам Гоголь был украинцем  и горячим патриотом своей родины (в то время она именовалась Малороссия),  что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским (но в то же  время и украинским) писателем. Повесть написана в 1835 году. Это был особый и довольно сложный период в  польско­русских отношениях. К тому времени положение дел коренным образом изменилось. В результате казацких восстаний в середине XVII века и разделов  Польши в конце XVIII столетия белорусские и большая часть украинских земель вошли в состав русского государства, а позднее там же оказалась и значительная часть польских земель – и в положении угнетенного народа оказались сами  поляки. В 1830 году они восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское  общество отнеслось к повстанцам враждебно,  рассматривая их как бунтовщиков и подозревая в желании отобрать у России  Украину и Белоруссию. Среди осудивших восстание были Пушкин, Гоголь и  многие другие деятели культуры. Появилось множество сочинений, в которых  поляки и католики представали в зловещем или смешном виде, как извечные  враги всего русского. Повесть Гоголя, казалось бы, входила в их число. Но  почти все эти произведения теперь забыты, а повесть  «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы. Гениальный и искренний писатель создал нечто гораздо большее, чем очередное  «патриотическое» произведение антипольской направленности. Более того,  Гоголь показал и то, что польское господство на западнорусских землях  основывалось не только на грубой силе, но и на притягательности польской (то  есть западной) культуры для многих представителей тогдашнего  западнорусского общества. Пример того – трагическая судьба Андрия. IV. Знакомство с героями повести. Комментированное чтение первой главы (По ходу чтения поясняем непонятные слова и бытовые реалии описываемой эпохи). V. Беседа по вопросам – Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем оно  проявляется? В чем вы видите различие? – Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как  былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность  своему времени и месту. – Почему характеристика Тараса возникает на фоне образа «бедной старушки»?  Какие качества героя подчеркивает автор? – Почему в описании Тараса Бульбы автор столь подробно рассказывает о  причинах, породивших такую натуру? – Как в авторской характеристике сочетаются черты личностные, национальные  и исторические? Примечание: Найдем фрагменты авторского монолога, обратим внимание на следующие  отрывки: «Это был один из тех характеров…» (типизация), «…могли возникнуть только в тяжелый XV век…» (историческая типизация). Подчеркнем, что Гоголь считает казачество скорее выражением «русского духа» (способность к крайним проявлениям – от «мирного» до «разгульного»), нежели историческим или  национальным слоем. Домашнее задание: Подобрать цитаты к характеристике Тарасы Бульбы по вопросам: 1.Кто был Тарас? 2.Внешность героя. 3.Какие качества он ценил в казаках? 4.Почему он стремился в Сечь, чем она его привлекала? 5.Какие черты характера проявляется Тарас в борьбе за родину? 6.Как выражает он заботу о казаках, являясь их атаманом? 7.Что говорит Тарас о товариществе, к чему призывает казаков? 8.Как он относится к своим сыновьям? 9.О чем он думает в последнюю минуту? 10.Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? 11.Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".

Презентация и конспект к уроку литературы "Н.В. Гоголь. Тарас Бульба".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017