Разработка урока литературы на тему "Стремления души главной героини повести А.С.Пушкина "Метель"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка подходит для проведения урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Метель". Интеграция литературы и психологии помогает глубже понять характер литературного героя через его душевные переживания. Урок направлен на развитие у детей чувства эмпатии и формирование понятия о долге и нравственных нормах поведения.
Иконка файла материала Урок.doc
Урок внеклассного чтения по литературе и психологии в 7­м классе на  тему  « Стремления души главной героини повести А.С.Пушкина «Метель».Цель:    Развивать навыки анализа художественного образа средствами отражения душевного  состояния героя. Задачи: 1. учить более глубокому пониманию характера литературного героя через  переживание его чувств; 2. развивать понятие о литературных  жанрах (эпистолярный жанр); 3. развивать эмоциональную сферу учащихся (в частности, эмпатию);  4. формировать понятие о долге, нормах поведения. Оборудование: музыкальное сопровождение (Г.В.Свиридов «Зимняя дорога» или  «Тройка»), репродукции картин, фотографии дворянской усадьбы 19 века .   Конспект занятия.                               « Главное – на то место, где мы находимся, а то направление,                                  в котором мы движемся».                                                                       Л.Толстой 1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас  урок внеклассного чтения.  С  творчеством А.С. Пушкина знаком, наверное, каждый человек в нашей стране.  Каждый год на уроках литературы мы открываем какую­ то страницу жизни Пушкина,  узнаем что­то новое о творчестве писателя, о его времени.  Дома вы познакомились с еще одним произведением А.С.Пушкина – повестью  «Метель». А сегодня на уроке мы поговорим о главной героине повести – Марье  Гавриловне.  Нам надо постараться понять, какой у нее был характер, ее чувства, желания, а самое  главное – то, какими средствами Пушкин помогает нам понять душевное состояние  героини. Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Стремления души главной героини повести  А.С. Пушкина «Метель» 2. Переход к метапредметной теме. ­ Прежде, чем перейти к теме урока, поговорим о том, что с литературой вроде бы  никак не связано – о движении.­ Как вы понимаете, что такое движение? ( в узком смысле – перемещение в  пространстве, в более широком – форма существования материи, любое изменение  вообще) ­ А какое бывает движение? ( поступательное, возвратное, целенаправленное,  хаотическое и т.п) ­ Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. О каком движении здесь идет  речь? ­ Итак, обсуждая на уроке стремления души нашей героини, мы обратим внимание и на то, какие изменения происходили в жизни героини в связи с этим, т.е., какое  происходило движение. 3. Создание эмоционального настроя  на работу с использованием музыки и  демонстрации. (показ фотографий внешнего вида дворянского дома и обстановки в нем под музыку  Свиридова). ­  Чтобы лучше понять характер литературного героя, нам надо представить  обстановку, в которой он постоянно находится, его дом. Попробуем с вами мысленно  перенестись в дом, где живет Марья Гавриловна .Представим себе дворянскую усадьбу 19 века.. Перенесемся внутрь дома. Пройдем в столовую. Теперь в гостиную. Как вы считаете, а какая атмосфера была в этом доме – строгая, напряженная или, наоборот, теплая,  доброжелательная? Почему вы так думаете? А теперь поднимемся наверх,  в комнату,  и представим, что здесь происходит. Здесь  стоит «стройная бледная семнадцатилетняя девица». Этот Марья Гавриловна. ( ­ А какое движение мы совершили сейчас? ( возвратное) Для чего это нам было  нужно?) 3. Работа над раскрытием образа главной героини.  «Мозговой штурм» с элементами аналитической работы с текстом. 1) ­ Давайте вместе подумаем, какой же характер был у главной героини? Какие  качества мы можем выделить? Чем мы это можем подтвердить? (схема на проекторе и на листах у каждого из ребят) (каждое качество характера  подтвердить примером из текста) ( романтичность, мечтательность, впечатлительность, доверчивость, доброта, любовь к  родителям)Марья Гавриловна 2) составление коллажа.(работа в парах и групповая работа) ­ Ребята, перед вами на партах лежат несколько картинок, на которых изображены  различные предметы и явления. Посовещайтесь между собой и выберите из них одну,  на ваш взгляд наиболее подходящую для нашей героини. Свой выбор обоснуйте. 3) ­ А в каких ситуациях у любого человека качества характера проявляются наиболее  ярко?( когда он переживает, волнуется) ­ А когда такой момент наступил для нашей героини? (день и ночь накануне побега) 2)­ Как вы считаете, спокойна или взволнована была героиня в этот момент? Вы видели волнующегося человека? По каким внешним признакам можно понять, что человек  сильно волнуется? (напряженное лицо, кусание губ, хождение по комнате). 3) Работа с текстом произведения. ­ А как Пушкин описывает состояние героини в эти моменты? (выразительное чтение  отрывков) 4) ­Что можно сказать о снах героини? Что ей снится? Почему именно такие видения у нее возникают? ( сон­ отражение наших переживаний, он показывает возможные  варианты развития событий, которые нас волнуют.)  4) ­Из­за чего так волнуется Марья Гавриловна? (ей предстоит покинуть дом, своих  родителей)      5) ­  Может ли она прямо признаться в этом родителям? Почему? ­ Но и просто исчезнуть она тоже не может. Как же она поступает? ( она пишет письма подруге и родителям). 4. Сообщение понятия об эпистолярном жанре.­ В 19 веке люди часто писали друг другу письма. Почему? Письма были подробные,  красивые, и писались они по определенным правилам. Существовал даже жанр,  который назывался эпистолярным, ­ это жанр, которым писались письма. (на  проекторе ). ( Ребята, а можно ли сказать, что письма – это тоже движение?) 6.  Фронтальная беседа с классом. ­ Итак, в какой же момент изменилось направление движения жизни нашей героини? 1) – Какое явление природы сопровождает нашу героиню в самые тревожные для нее  моменты? А что такое метель?  ­ Как вы можете описать это явление природы? 2) Создание эмоционального настроя на работу. (демонстрация репродукций) ­ Это явление природы – тревожное, волнующее, пытались запечатлеть художники,  фотографы.  3) ­ По какой причине возникает метель?  ( это столкновение двух атмосферных фронтов с разным давлением) 4)­ Что чувствует человек, попавший в метель? Подумайте и напишите это на своих  бланках. ( тревога, неуверенность, страх) ­ Что вызывает эти чувства? Что может произойти с человеком, попавшим в метель? ( не видно пути, не знаешь, куда идти, можно потеряться, сбиться с дороги) 5)  – А метель – это движение?              Какое это движение? 6) ­ А можно ли сказать, что такое же движение в этот момент происходило  и в душе  героини? ­  Мы сказали, из­за чего в природе возникает метель. А какие два фронта столкнулись  в душе Марьи Гавриловны и вызвали метель? (желания героини и нормы общества) 7. Работа с текстом произведения ( анализ текста, выразительное чтение.) 1) ­ А теперь давайте прочитаем описание метели, созданное А.С.Пушкиным.  2)­  С помощью каких художественных средств автор создает этот образ?     ­ Какие краски мы видим, какие звуки слышим при чтении этих отрывков?     ­ Какие чувства возникают при чтении этих отрывков?     ­ Описание метели занимает очень небольшое место в повести. Почему именно так     Пушкин назвал свою повесть? 8. Итог урока. ­ Итак, какие же стремления души героини нам показал А.С.Пушкин?­ Какие изменения, какое движение происходило в жизни героини, когда она следовала за этими стремлениями? 9. Домашнее задание. ­ На уроке мы говорили о новом для вас жанре литературы – эпистолярном жанре. С  ним и будет связано ваше домашнее задание. Попробуйте написать письмо, которое, по вашему мнению, могла написать героиня своим родителям в ночь перед побегом. Не  забывайте, что действие происходит в 19 веке, и постарайтесь использовать  соответствующую лексику.

Посмотрите также