Данная разработка подходит для проведения урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Метель". Интеграция литературы и психологии помогает глубже понять характер литературного героя через его душевные переживания. Урок направлен на развитие у детей чувства эмпатии и формирование понятия о долге и нравственных нормах поведения.
Урок
внеклассного чтения
по литературе и психологии в 7м классе
на тему
« Стремления души главной героини
повести А.С.Пушкина «Метель».Цель:
Развивать навыки анализа художественного образа средствами отражения душевного
состояния героя.
Задачи:
1. учить более глубокому пониманию характера литературного героя через
переживание его чувств;
2. развивать понятие о литературных жанрах (эпистолярный жанр);
3. развивать эмоциональную сферу учащихся (в частности, эмпатию);
4. формировать понятие о долге, нормах поведения.
Оборудование: музыкальное сопровождение (Г.В.Свиридов «Зимняя дорога» или
«Тройка»), репродукции картин, фотографии дворянской усадьбы 19 века .
Конспект занятия.
« Главное – на то место, где мы находимся, а то направление,
в котором мы движемся».
Л.Толстой
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас
урок внеклассного чтения.
С творчеством А.С. Пушкина знаком, наверное, каждый человек в нашей стране.
Каждый год на уроках литературы мы открываем какую то страницу жизни Пушкина,
узнаем чтото новое о творчестве писателя, о его времени.
Дома вы познакомились с еще одним произведением А.С.Пушкина – повестью
«Метель». А сегодня на уроке мы поговорим о главной героине повести – Марье
Гавриловне.
Нам надо постараться понять, какой у нее был характер, ее чувства, желания, а самое
главное – то, какими средствами Пушкин помогает нам понять душевное состояние
героини.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Стремления души главной героини повести
А.С. Пушкина «Метель»
2. Переход к метапредметной теме.
Прежде, чем перейти к теме урока, поговорим о том, что с литературой вроде бы
никак не связано – о движении. Как вы понимаете, что такое движение? ( в узком смысле – перемещение в
пространстве, в более широком – форма существования материи, любое изменение
вообще)
А какое бывает движение? ( поступательное, возвратное, целенаправленное,
хаотическое и т.п)
Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. О каком движении здесь идет
речь?
Итак, обсуждая на уроке стремления души нашей героини, мы обратим внимание и на
то, какие изменения происходили в жизни героини в связи с этим, т.е., какое
происходило движение.
3. Создание эмоционального настроя на работу с использованием музыки и
демонстрации.
(показ фотографий внешнего вида дворянского дома и обстановки в нем под музыку
Свиридова).
Чтобы лучше понять характер литературного героя, нам надо представить
обстановку, в которой он постоянно находится, его дом. Попробуем с вами мысленно
перенестись в дом, где живет Марья Гавриловна .Представим себе дворянскую усадьбу
19 века..
Перенесемся внутрь дома. Пройдем в столовую. Теперь в гостиную. Как вы считаете, а
какая атмосфера была в этом доме – строгая, напряженная или, наоборот, теплая,
доброжелательная? Почему вы так думаете?
А теперь поднимемся наверх, в комнату, и представим, что здесь происходит. Здесь
стоит «стройная бледная семнадцатилетняя девица». Этот Марья Гавриловна.
( А какое движение мы совершили сейчас? ( возвратное) Для чего это нам было
нужно?)
3. Работа над раскрытием образа главной героини.
«Мозговой штурм» с элементами аналитической работы с текстом.
1) Давайте вместе подумаем, какой же характер был у главной героини? Какие
качества мы можем выделить? Чем мы это можем подтвердить?
(схема на проекторе и на листах у каждого из ребят) (каждое качество характера
подтвердить примером из текста)
( романтичность, мечтательность, впечатлительность, доверчивость, доброта, любовь к
родителям)Марья Гавриловна
2) составление коллажа.(работа в парах и групповая работа)
Ребята, перед вами на партах лежат несколько картинок, на которых изображены
различные предметы и явления. Посовещайтесь между собой и выберите из них одну,
на ваш взгляд наиболее подходящую для нашей героини. Свой выбор обоснуйте.
3) А в каких ситуациях у любого человека качества характера проявляются наиболее
ярко?( когда он переживает, волнуется)
А когда такой момент наступил для нашей героини?
(день и ночь накануне побега)
2) Как вы считаете, спокойна или взволнована была героиня в этот момент? Вы видели
волнующегося человека? По каким внешним признакам можно понять, что человек
сильно волнуется? (напряженное лицо, кусание губ, хождение по комнате).
3) Работа с текстом произведения.
А как Пушкин описывает состояние героини в эти моменты? (выразительное чтение
отрывков)
4) Что можно сказать о снах героини? Что ей снится? Почему именно такие видения у
нее возникают? ( сон отражение наших переживаний, он показывает возможные
варианты развития событий, которые нас волнуют.)
4) Изза чего так волнуется Марья Гавриловна? (ей предстоит покинуть дом, своих
родителей)
5) Может ли она прямо признаться в этом родителям? Почему?
Но и просто исчезнуть она тоже не может. Как же она поступает?
( она пишет письма подруге и родителям).
4. Сообщение понятия об эпистолярном жанре. В 19 веке люди часто писали друг другу письма. Почему? Письма были подробные,
красивые, и писались они по определенным правилам. Существовал даже жанр,
который назывался эпистолярным, это жанр, которым писались письма. (на
проекторе ).
( Ребята, а можно ли сказать, что письма – это тоже движение?)
6. Фронтальная беседа с классом.
Итак, в какой же момент изменилось направление движения жизни нашей героини?
1) – Какое явление природы сопровождает нашу героиню в самые тревожные для нее
моменты? А что такое метель?
Как вы можете описать это явление природы?
2) Создание эмоционального настроя на работу. (демонстрация репродукций)
Это явление природы – тревожное, волнующее, пытались запечатлеть художники,
фотографы.
3) По какой причине возникает метель?
( это столкновение двух атмосферных фронтов с разным давлением)
4) Что чувствует человек, попавший в метель? Подумайте и напишите это на своих
бланках.
( тревога, неуверенность, страх)
Что вызывает эти чувства? Что может произойти с человеком, попавшим в метель?
( не видно пути, не знаешь, куда идти, можно потеряться, сбиться с дороги)
5) – А метель – это движение?
Какое это движение?
6) А можно ли сказать, что такое же движение в этот момент происходило и в душе
героини?
Мы сказали, изза чего в природе возникает метель. А какие два фронта столкнулись
в душе Марьи Гавриловны и вызвали метель?
(желания героини и нормы общества)
7. Работа с текстом произведения ( анализ текста, выразительное чтение.)
1) А теперь давайте прочитаем описание метели, созданное А.С.Пушкиным.
2) С помощью каких художественных средств автор создает этот образ?
Какие краски мы видим, какие звуки слышим при чтении этих отрывков?
Какие чувства возникают при чтении этих отрывков?
Описание метели занимает очень небольшое место в повести. Почему именно так
Пушкин назвал свою повесть?
8. Итог урока.
Итак, какие же стремления души героини нам показал А.С.Пушкин? Какие изменения, какое движение происходило в жизни героини, когда она следовала
за этими стремлениями?
9. Домашнее задание.
На уроке мы говорили о новом для вас жанре литературы – эпистолярном жанре. С
ним и будет связано ваше домашнее задание. Попробуйте написать письмо, которое, по
вашему мнению, могла написать героиня своим родителям в ночь перед побегом. Не
забывайте, что действие происходит в 19 веке, и постарайтесь использовать
соответствующую лексику.