Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература
7 кл
30.04.2017
Составлена на основе программы по региональной литературе Г.В. Гузенко. Рассчитана на 34 часа.
Содержит следующие разделы:
- цели, задачи,
- структура курса,
- место предмета в учебном плане,
- содержание тем учебного предмета,
- ценностные ориентиры,
- основные виды деятельности обучающихся,
- информационно-методическое обеспечение,
- требования к уровню подготовки обучающихся.
РП_7класс_ЛДВ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 43
Рассмотрено_______ Согласовано________ Утверждено________
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
_____________________ ___________________ ________________
Рабочая программа учебного курса
по дальневосточной литературе
7 а,б,в классов
2015 − 2016 учебного года
Разработала:
Шахматова Зоя Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Хабаровск, 2015 1. Программа, на основе которой составлена данная рабочая программа
Гузенко Г. В. Программа по региональной литературе 57 классы − ХК ИППК
ПК, Хабаровск, 1994.
2. Цели, задачи
Основные цели курса − формирование духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма и
толерантности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности; привлечение
внимания обучающихся к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края,
раскрытие уникальности Дальнего Востока посредством уроков по региональной
литературе, формирование культуры чтения.
Задачи:
Обучающие:
• формировать умения читать,
интерпретировать художественный текст,
комментировать,
анализировать и
• обобщить знания, полученные при изучении произведения,
• научить различным формам и приёмам работы по анализу текста,
• углубить знания учеников о жанрах,
• формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.
Развивающие:
• формировать у школьников умение целеполагания;
• развивать навыки анализа стихотворения, умение делать обобщающие выводы;
• развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;
• развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской
деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
• развивать коммуникативные компетенции;
• осознание роли и значения слова как главного средства создания
художественного образа;
• развивать эмоциональное восприятие художественного текста.
2 Воспитательные:
• воспитывать читательскую культуру школьников,
• создать условия для формирования интереса к творчеству писателей
дальневосточников,
• повышать интерес к художественному чтению,
• воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину.
3. Структура курса
Ларичев В.Е. Тайна каменной черепахи (Главы из документальной повести об
одном археологическом поиске: «...Только золото неизменно», «Назначив срок,
повелел...уничтожить...»)
Задорнов Н.П. Амурбатюшка (Главы из романа)
Еращенко В.С. Легенда о земле Даурской, На реке Непрядве
Гребенюков А.В. Собака, «Пошутили»
Сукачев В.В. В той стороне, где жизнь и солнце
Козлов Г.И. «Мне не уйти, как от своих следов...»
Партыка К.А. «Под блеклым небом дремлет тишина...»
Гран П. (Теряев Ю.П.) Февраль, «Я не уеду в дальние края...»
Суходольский В.П. Таежный пожар
Дечули М.П. Молитва
Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви
Козлов Г.И. «Ребята с нашего двора...»
Нефедьев В.Д. Отец
Халов П.В. Если я промолчу
Костюк Н.А. «Я помню запах прелого овса...», «Негромкое эхо...»
Кохан Е.К. Стреляли в нас, Брянский лес
Миланич Л.И. «Мне снова девять. Много или мало?..»
Кабушкин Н.Т. Зима сорок третьего, «Грохочут военные годы...»
Тексты из книг «Лунь Юй», «Дао дэ цзин», «Моцзы», «Чжуанцзы»
4. Место предмета в учебном плане: 34 ч. в год (1 ч. в неделю), из них 5 ч. − уроки
развития речи.
5. Содержание тем учебного предмета
Введение (1 ч)
Колыбель древних цивилизаций (2ч)
3 В.Е. Ларичев (из документальной повести «Тайна каменной черепахи»,
свободный художественный перевод чжурчженьских летописей). Героическая и
трагическая судьба Золотой империи чжурчженей. Путь к верховной власти Дигуная
и Агуды.
Летопись как основа документальной и художественной прозы.
«Гордиться славою своих предков...» (7 ч + 1 ч р/р)
Н.П.Задорнов, главы из романа «Амурбатюшка». Исторический роман. Речь
персонажа. Пейзаж. Изобразительновыразительные средства.
В.С.Еращенко, стихотворения. Историзм. Историческая память. Духовная
основа. Художественная деталь. Устаревшие слова.
Рассказы о современниках (4 ч + 1 ч р/р)
А.В.Гребенюков, рассказы «Собака», «Пошутили». Нравственные категории.
Сострадание.
В.А.Сукачев, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце». Авторская позиция.
Смысл названия произведения.
Здесь моя родина (3 ч + 1 ч р/р)
Стихотворения дальневосточных поэтов о природе. Малая родина.
Дальневосточный пейзаж. Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно
выразительные средства.
Повесть о первой любви (6 ч + 1 ч р/р)
«Дикая собака динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраермана.
Лирический характер произведения.
Ведущая тема. Система художественных образов. Романтическая героиня
повести Таня Сабанеева. Развитие понятий «сюжет», «кульминация». Роль портрета,
поступка, детали, реплики в характеристике героев. Риторический вопрос как
средство выражения авторской позиции. Афористичность языка произведения.
Эхо войны (3 ч. + 1 ч р/р)
Стихотворения дальневосточных авторов о Великой Отечественной войне.
Историческая память. Художественное обобщение. Авторское отношение.
Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительновыразительные средства.
4 Мысли древних о вечном (2 ч)
Древние тексты Китая – образцы философской мудрости (из «Лунь Юя», «Дао
дэ цзина», «Моцзы», «Чжуанцзы»). Общечеловеческие духовные ценности в книгах
китайских философов. Афористичность языка, парадоксы как средство создания
философской прозы.
Подведение итогов (1 ч)
6. Ценностные ориентиры
Программа позволяет воспитывать в обучающихся любовь к родному краю,
расширять их кругозор и способствует духовнонравственному воспитанию
учащихся. Они знакомятся с национальными культурами родного края, получают
уроки гражданственности и патриотизма.
Изучение регионального компонента является составной частью общего
образования учащихся, воспитания грамотного, творческого читателя, любящего
свою малую родину, свой родной язык. Без знания литературы родного края, её
исторического развития невозможно воспитание истинного гражданина своей
страны. Программа по региональной литературе в 5 классе построена так, что в ней
на познавательном уровне изучаются известные учащемуся этапы развития
литературы.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия
и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где
он родился и рос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых
культурных традициях родной земли – одно из самых действенных средств
воспитания человека.
В процессе изучения культуры Дальнего Востока ученик откроет для себя
сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно,
какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.
Программа по литературе предполагает последовательное, систематическое
изучение литературы родного края, позволяет пробудить в душах учащихся те
состояния, те впечатления, которые когдато вызвала к жизни через художественные
произведения писателейклассиков наша родная земля.
Изучение программы по региональной литературе поможет ученикам узнать
родной край, быт, нравы, обычаи родного народа, открыть для себя, сколь духовно
богата земля, на которой он живёт.
5 Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма –
главная задача, стоящая перед учителем литературы. Чувство Родины начинается с
любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в
раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль
играет изучение региональной литературы.
Однако следует понимать, что региональная литература – это часть
интересной и богатой отечественной литературы, отражающая еще и специфику
нашего края. Поэтому изучать произведения дальневосточных авторов необходимо
стремиться в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия
разнообразных связей в содержании произведений, определения сходства и различия
между ними, в подборе языковостилистических средств.
В настоящее время особое внимание уделяется гражданскому воспитанию
учащихся. Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по
региональной литературе. Именно региональная литература может дать ученику
редкую возможность увидеть воочию, как культура осваивает реальность и как
перестраивает ее: может развить у ученика ощущение нахождения в культурном
пространстве (а не только в бытовом), ощущение, что культура создавалась и
создается здесь и сейчас. И для нас очень важно такое мироощущение ученика.
7. Основные виды деятельности обучающихся
самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть,
разные виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, с перестройкой
текста и с творческими дополнениями,
интерпретация текста,
работа с терминами и методическим аппаратом учебника,
составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного,
тезисного,
работа над особенностями языка художественного произведения,
подготовка сообщений,
монологический ответ; участие в беседе и диалоге,
работа с таблицей и схемой,
работа с иллюстрацией,
выявление авторской позиции,
написание сочинений разных видов, письменного ответа на вопрос,
подготовка презентаций.
8. Информационнометодическое обеспечение
6 Фундаментальное ядро общего образования / РАН; под ред. В.В. Козлова,
А.М. Кондакова. − 4е изд., дораб. − М.: Просвещение, 2011.
Гузенко Г.В. Программа по региональной литературе. 57 класс. Хабаровск,
1994
Хрестоматия по дальневосточной литературе: 7 класс / Сост. Г.В. Гузенко.
− Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2012. – 256 с.
ЭОР.
Интернетресурсы.
9. Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончанию изучения региональной литературы учащиеся должны знать:
о фольклорных традициях народов Дальнего Востока;
поэтов, писателей Дальнего Востока;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их
взаимосвязи;
род и жанр произведения;
особенности авторской речи и речи действующих лиц;
о биографическом, литературном материале, обозначенном в рамках
программы, что связано с расширением сведений, получаемых на уроках
литературы;
уметь:
ценить прошлое Родины, малой родины,
анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
определять его тему и идею;
давать характеристику основным героям;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению
личностную оценку;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных
вопросах, поставленных писателем.
10.Изменения, внесенные в программу
Данная рабочая программа разработана на основе программы по региональной
литературе Гузенко Г.В. В программу внесены изменения с опорой на методический
аппарат учебника. В программе прослеживается связь произведений Дальнего
Востока с произведениями классической русской литературы.
7
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Рабочая программа по дальневосточной литературе (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.