Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Оценка 5

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
31.03.2017
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Слово. Словосочетание. Предложение..doc
Тема: «Слово. Словосочетание. Предложение». Урок­изучение нового материала. I.   Организационный момент.  Привет! Улыбнитесь всем в ответ Я хочу, чтобы вы не грустили, Всем улыбку свою дарили. На уроке присутствуют гости, улыбнитесь им! Присаживайтесь, пожалуйста В мире много интересного Нам порою неизвестного Миру знаний нет предела Так скорей, друзья, за дело! II.   Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока. 1. Прием «Мозговой штурм»  СЛАЙД Внимание на экран. Игра «Найди чужака» На экране вам представлены задания.   Что лишнее? Назовите.    прекрасная ситуация, душистая сирень, раннее утро; дерево; На доске: СЛОВО Прием «Логические цепочки» С какими типами словосочетаний мы встретились в этом задании? Докажите на примере словосочетаний. прекрасная ситуация:  главное слово – ситуация; задаю вопрос: ситуация какая? – прекрасная; изменяю:   нет   прекрасной   ситуации,   рад   прекрасной   ситуации;   вижу   прекрасную ситуацию… При изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова. Тип связи согласование. СЛАЙД сверкает на солнце, печальная и грустная, карандаши, а не краски, светит, но не греет, зарубить на носу, бить баклуши;  Какого типа данное словосочетание? На доске: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  сверкает на солнце: главное слово – сверкает; задаю вопрос: сверкает на чем? – на солнце; изменяю: сверкаю на солнце, сверкаем на солнце; сверкаешь на солнце… Главное слово способно  изменяться, а зависимое слово не изменяет свою форму. Тип связи управление.  СЛАЙД сильный дождь, растет в саду, учителя присутствуют, слушают внимательно. На доске: ПРЕДЛОЖЕНИЕ Грамматическая основа Тема нашего урока: Слово. Словосочетание. Предложение. СЛАЙД Сформулируем  задачи: Мы   познакомимся…  Предложение.») Мы узнаем…. (их сходства и отличия) (с   понятиями   «Слово. Словосочетание. Я   согласна   с   вами   действительно   в   ходе   урока   постараемся   выяснить значение данных понятий, сходства и различия. III.   Стадия осмысления.  1. Работа в группах. Исследование. СЛАЙД Внимание на экран Что изображено? (Столы)   Ваша   задача   поработать   в  группах,   составить   словосочетания   со   словом  «стол»   и сравнить, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание:  1. Составить словосочетания со словом «стол»  по размеру и форме Слова для справок:  большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий,  высокий, широкий, резной, овальный, квадратный; 2. Составить словосочетания со словом «стол»  по материалу  Слова для справок:  деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический,  полированный, пластиковый; 3. Составить словосочетания со словом «стол»  по назначению Слова для справок:  журнальный, письменный, обеденный, теннисный,  учительский, ученический Я прошу выйти по одному человеку от группы к доске, озвучить ответы Вывод:   слово   ­  единица   языка,   которая   называет   предмет,   действие,   признак. Словосочетание  –   два   слова,   которые   связаны   по   смыслу   подчинительной   связью, называет предмет, действие, признак, но только точнее, конкретнее. (прикрепить на доску).  Например:                          дерево – хвойное дерево                                               дорогой – слишком дорогой                                               идти – быстро идти 2. Самостоятельная работа. Работа с учебником с. 113 упр. 1. СЛАЙД Образец: бегать – бегать наперегонки                 новый – совершенно новый                 платье – шёлковое платье Проверка. Оцените себя. Документ­камера ФИЗКУЛЬТМИНУТКА     (Физ­ку проведём в виде путешествия. Музыка играет – путешествуем, музыка останавливается – заселяемся в номер Отеля. 3. Работа в группах. Исследование. СЛАЙД Внимание на экран. Прочитайте. Что представлено вашему вниманию? С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.     × падали (откуда?) с неба     × падали (как?) изредка       × снежинки (какие?) одинокие       × с неба (какого?) пасмурного Предлагаю   поработать   в   группах,   сравнить   предложение   и   словосочетания, приготовить ответ на поставленный вопрос. 1 группа: Выражает ли словосочетание законченную мысль? Вывод:  предложение ­ выражает законченную мысль, словосочетание – … выражает законченной мысли. 2   группа:  Можно   ли   определить   вид   словосочетания   по   цели   высказывания (повествование, побуждение, вопрос)? Вывод:  предложение   ­   произносится   с   определённой   целью,     словосочетание   –   … произносится с определенной целью. 3   группа: невосклицательной интонацией? Вывод: предложение ­ произносится с определённой интонацией,  словосочетание – … произносится с определенной интонацией. 4 группа: Может ли словосочетание входить в состав предложения? Вывод: словосочетание …………….  в состав предложения.  Можно   ли   произнести   словосочетание   с   восклицательной   или 4. Сравнение с учебником. (Откройте учебник с. 114. Прочитаем.) 5. Работа в паре с.114 упр. 2. Проверка. Оцените себя. СЛАЙД Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени. Закрыть презентацию на паузу IV. Рефлексия. 1. Теоретическая разминка.  Соотнесите определение с термином. 2. Работа в группах. Упр. 4 с. 115.  Проверка 3. Прием чистой доски 4. Прием «Верные, неверные утверждения»  Верите   ли   вы,   что   словосочетание   называет   предмет,   действие,   признак,   но только точнее и конкретнее, чем слово.  Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная.  Верите ли вы, что фразеологизмы являются словосочетанием.  Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова.  Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны по смыслу.  Верите ли вы, что словосочетания входят в состав предложения.  Верите ли вы, что основа предложения может являться словосочетанием.  Верите   ли   вы,   что   однородные   члены   предложения   могут   являться словосочетанием.  Верите ли вы, что словосочетание не выражает законченную мысль.  Верите   ли   вы,   что   словосочетание   не   произносится   с   определённой   целью   и интонацией.  Верите ли вы, что словосочетание не имеет грамматической основы. СЛАЙД V. Итог урока Продолжи предложение Было трудно… Меня удивило….. Было интересно….. Сегодня я узнала…. Теперь я умею……. VI. Домашнее задание Самоанализ урока Номер урока111. Блок «Как устроен наш язык» Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.  Тип урока: урок усвоения новых знаний  При   подготовке   к   уроку   мною   был   использован   учебник   С.В.Иванов, М.И.Кузнецова «Русский язык» 4 класс. Начальная школа 21 века. По форме проведения ­ урок с использованием технологии критического мышления. Технология включает в себя три стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. С целью актуализации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВА ­ использовала Прием «Мозговой штурм через ассоциации» определений и грамматических цепочек связи слов   в   словосочетаниях   с   типом   «согласование»   и   «управление»  чем  помогала определить обучающимся направления в изучении темы.  Для систематизации знаний и вызовом для изучения нового материала наиболее эффективным приёмом стал  Знаем /Хотим узнать/ Узнали Вторая стадия ОСМЫСЛЕНИЕ На   данной   стадии   вводился   материал   повышенной   трудности  на   развитие мыслительных навыков учащихся:  Проблемная ситуация  Исследование. Будет ли в словосочетаниях меняться форма зависимого слова при изменении формы главного? Может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях? Составление  модели словосочетаний со связью «примыкание»  Прием «Алгоритм» «Как найти словосочетание с примыканием» Использовались   такие   формы   работы   как   индивидуальная,   парная,   групповая, самостоятельная, фронтальная.  Прием   «Тонких   и   толстых   вопросов»  заставлял   детей   задуматься, самостоятельно делать выводы, доказывать правильность результатов. Например, такие вопросы, как:  Какими частями речи могут быть зависимые слова в словосочетании с примыканием?  В каких словосочетаниях – с согласованием, управлением, примыканием прилагательные,   существительные,   наречия,   неопределенная   форма глагола могут участвовать в качестве зависимого слова? В     совместной   деятельности   учителя   и   обучающихся,   дети   получили   возможность научиться   вступать   в     диалог   (отвечать   на   вопросы),   это   позволит  им   умело использовать знания на практике, в жизни. VI、 На   этапе   РЕФЛЕКСИИ  для   проверки   целостного   осмысления   и   полученных   знаний   использовала  приемы   «Теоретическая   разминка», обобщения  работа с таблицей, прием «Чистой доски». Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Для    развития самооценки  деятельности   учеников   в   процессе   познания   учащиеся оценивали себя.  Новым вызовом к дальнейшему изучению темы стала рефлексивная лесенка. Через   проведение   физкультминутки   и   подвижных   форм   работы  осуществлялось создание здоровьесберегающего  пространства на уроке.  В ходе урока опиралась на знания детей, их жизненный опыт.  Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базовым. По результатам рефлексивной лесенки можно сделать вывод, урок поставленной цели: обеспечить   понимание   содержания   учебного   материала   всеми   учащимися    ­ достиг. Цели урока: Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о слове, словосочетании и предложении; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения. Развивающие:   развивать   критическое   мышление,   умение   ставить   вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные:   создать   условия   для   формирования   познавательного   интереса   к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание любви к Родине, родному краю через произведения родных поэтов. Оборудование урока: таблички со словами, карточки с заданиями, тесты раздаточный материал. Виды УУД: личностные:  развивать   умение   осуществлять   коллективную   постановку   новых учебных целей, задач; формировать учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; познавательные:  формировать   навык   построения   логических   рассуждений, включающих   причинно­следственные   связи;   развитие   способности   осознанно   и произвольно   строить   речевые   высказывания   в   устной   и   письменной   речи,  развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей; коммуникативные:  развивать   умение   формулировать   собственное   мнение,   умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно   использовать   речь   и   речевые   средства   общения,   умение   аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)

Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017