Тема: «Слово. Словосочетание. Предложение».
Урокизучение нового материала.
I. Организационный момент.
Привет!
Улыбнитесь всем в ответ
Я хочу, чтобы вы не грустили,
Всем улыбку свою дарили.
На уроке присутствуют гости, улыбнитесь им!
Присаживайтесь, пожалуйста
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
II. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
1. Прием «Мозговой штурм»
СЛАЙД
Внимание на экран.
Игра «Найди чужака»
На экране вам представлены задания.
Что лишнее?
Назовите.
прекрасная ситуация, душистая сирень, раннее утро; дерево;
На доске: СЛОВО
Прием «Логические цепочки»
С какими типами словосочетаний мы встретились в этом задании? Докажите на
примере словосочетаний.
прекрасная ситуация: главное слово – ситуация;
задаю вопрос: ситуация какая? – прекрасная;
изменяю: нет прекрасной ситуации, рад прекрасной ситуации; вижу прекрасную
ситуацию…
При изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова. Тип связи
согласование.
СЛАЙД
сверкает на солнце, печальная и грустная, карандаши, а не краски, светит, но не греет,
зарубить на носу, бить баклуши;
Какого типа данное словосочетание? На доске: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
сверкает на солнце: главное слово – сверкает;
задаю вопрос: сверкает на чем? – на солнце;
изменяю: сверкаю на солнце, сверкаем на солнце; сверкаешь на солнце…
Главное слово способно изменяться, а зависимое слово не изменяет свою форму. Тип
связи управление.
СЛАЙД
сильный дождь, растет в саду, учителя присутствуют, слушают внимательно.
На доске: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Грамматическая основа
Тема нашего урока: Слово. Словосочетание. Предложение.
СЛАЙД
Сформулируем задачи:
Мы познакомимся…
Предложение.»)
Мы узнаем…. (их сходства и отличия)
(с понятиями «Слово. Словосочетание.
Я согласна с вами действительно в ходе урока постараемся выяснить
значение данных понятий, сходства и различия.
III. Стадия осмысления.
1. Работа в группах. Исследование.
СЛАЙД
Внимание на экран
Что изображено? (Столы)
Ваша задача поработать в группах, составить словосочетания со словом «стол» и
сравнить, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание:
1. Составить словосочетания со словом «стол» по размеру и форме
Слова для справок: большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий,
высокий, широкий, резной, овальный, квадратный;
2. Составить словосочетания со словом «стол» по материалу
Слова для справок: деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический,
полированный, пластиковый; 3. Составить словосочетания со словом «стол» по назначению
Слова для справок: журнальный, письменный, обеденный, теннисный,
учительский, ученический
Я прошу выйти по одному человеку от группы к доске, озвучить ответы
Вывод: слово единица языка, которая называет предмет, действие, признак.
Словосочетание – два слова, которые связаны по смыслу подчинительной связью,
называет предмет, действие, признак, но только точнее, конкретнее. (прикрепить на
доску).
Например: дерево – хвойное дерево
дорогой – слишком дорогой
идти – быстро идти
2. Самостоятельная работа. Работа с учебником с. 113 упр. 1.
СЛАЙД
Образец: бегать – бегать наперегонки
новый – совершенно новый
платье – шёлковое платье
Проверка. Оцените себя.
Документкамера
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Физку проведём в виде путешествия. Музыка играет –
путешествуем, музыка останавливается – заселяемся в номер Отеля.
3. Работа в группах. Исследование.
СЛАЙД
Внимание на экран. Прочитайте. Что представлено вашему вниманию?
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
×
падали (откуда?) с неба
×
падали (как?) изредка
×
снежинки (какие?) одинокие
×
с неба (какого?) пасмурного Предлагаю поработать в группах, сравнить предложение и словосочетания,
приготовить ответ на поставленный вопрос.
1 группа: Выражает ли словосочетание законченную мысль?
Вывод: предложение выражает законченную мысль, словосочетание – … выражает
законченной мысли.
2 группа: Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания
(повествование, побуждение, вопрос)?
Вывод: предложение произносится с определённой целью, словосочетание – …
произносится с определенной целью.
3 группа:
невосклицательной интонацией?
Вывод: предложение произносится с определённой интонацией, словосочетание – …
произносится с определенной интонацией.
4 группа: Может ли словосочетание входить в состав предложения?
Вывод: словосочетание ……………. в состав предложения.
Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или
4. Сравнение с учебником. (Откройте учебник с. 114. Прочитаем.)
5. Работа в паре с.114 упр. 2. Проверка. Оцените себя.
СЛАЙД
Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой
сирени.
Закрыть презентацию на паузу
IV. Рефлексия.
1. Теоретическая разминка.
Соотнесите определение с термином.
2. Работа в группах. Упр. 4 с. 115. Проверка
3. Прием чистой доски
4. Прием «Верные, неверные утверждения» Верите ли вы, что словосочетание называет предмет, действие, признак, но
только точнее и конкретнее, чем слово.
Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная.
Верите ли вы, что фразеологизмы являются словосочетанием.
Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова.
Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны по смыслу.
Верите ли вы, что словосочетания входят в состав предложения.
Верите ли вы, что основа предложения может являться словосочетанием.
Верите ли вы, что однородные члены предложения могут являться
словосочетанием.
Верите ли вы, что словосочетание не выражает законченную мысль.
Верите ли вы, что словосочетание не произносится с определённой целью и
интонацией.
Верите ли вы, что словосочетание не имеет грамматической основы.
СЛАЙД
V. Итог урока
Продолжи предложение
Было трудно…
Меня удивило…..
Было интересно…..
Сегодня я узнала….
Теперь я умею…….
VI. Домашнее задание
Самоанализ урока Номер урока111. Блок «Как устроен наш язык»
Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
При подготовке к уроку мною был использован учебник С.В.Иванов,
М.И.Кузнецова «Русский язык» 4 класс. Начальная школа 21 века.
По форме проведения урок с использованием технологии критического мышления.
Технология включает в себя три стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия.
С целью актуализации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВА использовала Прием
«Мозговой штурм через ассоциации» определений и грамматических цепочек связи
слов в словосочетаниях с типом «согласование» и «управление» чем помогала
определить обучающимся направления в изучении темы.
Для систематизации знаний и вызовом для изучения нового материала наиболее
эффективным приёмом стал Знаем /Хотим узнать/ Узнали
Вторая стадия ОСМЫСЛЕНИЕ
На данной стадии вводился материал повышенной трудности на развитие
мыслительных навыков учащихся:
Проблемная ситуация
Исследование.
Будет ли в словосочетаниях меняться форма зависимого слова при изменении
формы главного?
Может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях?
Составление модели словосочетаний со связью «примыкание»
Прием «Алгоритм» «Как найти словосочетание с примыканием»
Использовались такие формы работы как индивидуальная, парная, групповая,
самостоятельная, фронтальная.
Прием «Тонких и толстых вопросов» заставлял детей задуматься,
самостоятельно делать выводы, доказывать правильность результатов. Например,
такие вопросы, как:
Какими частями речи могут быть зависимые слова в словосочетании с
примыканием?
В каких словосочетаниях – с согласованием, управлением, примыканием
прилагательные, существительные, наречия, неопределенная форма
глагола могут участвовать в качестве зависимого слова?
В совместной деятельности учителя и обучающихся, дети получили возможность
научиться вступать в диалог (отвечать на вопросы), это позволит им умело
использовать знания на практике, в жизни.
VI、 На этапе РЕФЛЕКСИИ для проверки целостного осмысления и
полученных знаний использовала приемы «Теоретическая разминка»,
обобщения
работа с таблицей, прием «Чистой доски».
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Для развития самооценки деятельности учеников в процессе познания учащиеся
оценивали себя.
Новым вызовом к дальнейшему изучению темы стала рефлексивная лесенка. Через проведение физкультминутки и подвижных форм работы осуществлялось
создание здоровьесберегающего пространства на уроке. В ходе урока опиралась на
знания детей, их жизненный опыт.
Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам
является базовым.
По результатам рефлексивной лесенки можно сделать вывод, урок поставленной цели:
обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися
достиг.
Цели урока:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о слове, словосочетании и
предложении; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания
из предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы,
анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать
устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к
русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание
любви к Родине, родному краю через произведения родных поэтов.
Оборудование урока: таблички со словами, карточки с заданиями, тесты раздаточный
материал.
Виды УУД:
личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых
учебных целей, задач; формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному
материалу;
регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной
задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
познавательные: формировать навык построения логических рассуждений,
включающих причинноследственные связи; развитие способности осознанно и
произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, развивать
умение осуществлять синтез как составление целого из частей; коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение
учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение
адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать
свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Презентация и конспект урока русского языка на тему: "Слово. Словосочетание. Предложение" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.