Урок
Арифметическая прогрессия
«Все в твоих руках»
Алгебра 9 класс
Подготовила
учитель математики Осипенко Н.А. Тема урока : Арифметическая прогрессия.
Цели:
1.(образовательная) обобщить и систематизировать теоретические знания по
арифметической прогрессии; совершенствовать навыки нахождения п члена
арифметической прогрессии с помощью формул
2.(развивающая) развивать познавательный интерес учащихся, учить их
видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную
математическую речь;
3.(воспитательная) воспитывать волю и настойчивость для достижения
конечных результатов; воспитание уважительного отношения к
одноклассникам.
Методы обучения: частичнопоисковый (эвристический). Тестовая проверка
знаний, умений и навыков, системное обобщение, самопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор,
Ход урока.
Слайд 1
1. Психологическая минутка. Оргмомент.
Притча.
Эта история произошла давнымдавно. В древнем городе жили
добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца.
И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на
него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между
сомкнутыми ладонями и подумал:«Спрошука я: о, мудрейший,
какая у меня бабочка живая или мёртвая? Если он скажет, что
мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет –
живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так и сделал: поймал
бабочку, посадил её между ладонями, отправился к мудрецу и
спросил его: «Какая у меня бабочка живая или мёртвая?». Но
мудрец ответил:«Всё в твоих руках.»
Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется,
что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Всё в твоих руках.» и пусть эти слова будут девизом нашего урока.
В тетрадях запишите число, классная работа.
Слайд 2
Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме
«Арифметическая прогрессия».
Цели нашего урока обобщить и систематизировать знания и
умения по теме «арифметическая прогрессия», применять
теоретические знания при выполнении задач прикладного
характера
У вас у каждого на парте лежат листики, которые вам
необходимо будет заполнять в течении урока, при выполнении
определенных заданий
2 Воспроизведение опорных знаний.
давайте немного повторим теоретический материал по данной
теме.
Перечислите способы задания числовой последовательности
определите по записям на доске, какая из
последовательностей задана аналитическим, рекуррентным,
словесным способом
(1словесный; 2аналетический; 3рекурентный.)
Дайте определение арифметической прогрессии
(Арифметической прогрессией называется
последовательность, каждый член которой, начиная со
второго, отличается от предыдущего на одно и то же число)
Как проверить, является ли последовательность
арифметической прогрессией?
(Каждый член арифметической прогрессии больше
предыдущего на одно и тоже число.)
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Какая из этих последовательностей является арифметической
прогрессией:
Смотрим на последнюю последовательность 4,4,3 не является
арифметической
Другая не является арифметической т.к. 10, 16, 10
Первая является арифметической
Назовите первый член этой прогрессии?
(а1=2)
Чему равна разность этой прогрессии?
(d=2)
Назовите шестой член этой прогрессии.
(а6=12)
Слайд 7
Укажите формулу nго члена арифметической прогрессии
(Г) Слайд 8
Что бы решать задачи вспомним свойства арифметической
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
прогрессии
1. Запишите символически определение арифметической
прогрессии.
2. Запишите формулу разности арифметической прогрессии.
3. Запишите формулу пного члена арифметической
прогрессии.
4. При каких значениях d ар. прог. является возростающей, а
при каких –убывающей.
(проверяем. Ставим + или )
Заполните пустые клеточки в таблице и запишите числа на
листе. Все необходимые вычисления выполняйте в тетрадях.
Проверяем такие у вас результаты. Выставляем оценку
Все правильно – 5
Одна ошибка – 4
И так далее
Перед решение задач немножко с вами отдохнем. И так
физкульт минутка
Спасибо. садитесь
Говорят, что нам не надо в жизни математика, но мы с ней
сталкиваемся повсюду, на уроках литературы, физики, химии,
биологии и на многих других предметах. В жизни, когда
необходимо сделать ремонт, подсчитать покупку, чтото
смастерить
И сегодня мы с вами будем решать задачи связанные с нашей
жизнью и по нашей теме Арифметическая прогрессия.
Рассмотрим прогрессии в литературе.
Вспомним строки из «Евгения Онегина».
… Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить…
Ямб это стихотворный размер с ударением на чётных слогах
2;4;6;8;…Номера ударных слогов образуют арифметическую
прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Ямб «Мой дЯдясАмыхчЕстныхпрАвил…»
Прогрессия: 2;4;6;8…
«Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека
Дроби, мой гневный ямб, каменья!» (А. Блок) Слайд 14
Хорей это стихотворный размер с ударением на нечётных
слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую
прогрессию 1;3;5;7;…с первым членом 1 и разностью прогрессии
2.
Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак).
Прогрессия:1;3;5;7…
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Наш край Донецкий славится черным золотом. Конечно же это
уголь. Задача о нашем богатстве.
На складе 1 числа было 50 тонн угля. Каждый день в течение
месяца на склад приходит машина с 3 тоннами угля. Сколько угля
будет на складе 30 числа, если в течение этого времени уголь со
склада не расходовался.
Если выписать количество угля, находящегося на складе
каждого числа, получим арифметическую прогрессию. Как
решить эту задачу? Неужели придется просчитывать количество
угля в каждый из дней месяца? Можно ли както обойтись без
этого? Замечаем, что до 30 числа на склад придет 29 машин с
углем. Таким образом, 30 числа на складе будет 50+3 29=137 тонн
угля.
Слайд 15
Прогрессии в биологии.
Высота саженца 60 см, первые полгода она увеличивается
ежемесячно в среднем на4 см.
Правильно ли, что высота саженца через полгода будет 90 см?
Слайд 16
При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в
каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если
свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала
падения. Решение:
Составим математическую модель задачи:
в первую секунду 5м,
во вторую секунду 15м,
в третью секунду 25м,
в четвертую секунду 35м,
в пятую секунду 45м.
Всего за пять секунд 5+15+25+35+45=125(м).
Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1
день они выложили 3м2. Приобретая опыт, студенты
каждый последующий день, начиная со второго,
выкладывали на 2м2 больше, чем в предыдущий. Сколько м2
уложат студенты за 15 день.
Скажите, сколько м2 уложили в 1 день?
А вы можете сказать, сколько м2 уложат студенты во 2 день,
в 3 день?
Что же образуют уложенные студентами
количествоквадратных метров? (арифметическую прогрессию)
чему равен первый член этой прогрессии?
Чему равна разность?
Прочитайте вопрос задачи. Как можно его
переформулировать?(Найти 15 й член арифметической
прогрессии.)
Решать эту задачу к доске пойдёт
Как правильно записать ответ задачи? (За 15 день студенты
уложат 31 м2.)
№ 2
В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в
каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем.
Сколько мест в 26 –ом ряду?
(а=7;d=2; a=7+2*25=57)(Ответ: в 26 ряду 57 мест.)
Задачу решаем самостоятельно.
Отдыхающий, следуя совету врача, в первый день загорал
5 минут. А в каждый последующий день увеличивал время
пребывания на солнце на 5 минут. На какой день время
пребывания на солнце будет равно 40 минут?
к доске идёт решать ……
4 Подведение итогов. Релаксация.
Давайте подведем итоги урока. У вас листик Релаксация.
Ответьте на вопросы выбрав предложенный ответ
1. Результатом своей личной работы считаю, что я …
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20 А. разобрался в теории; Б. Научился решать задачи.
2. Что вам не хватало на уроке при решении задач?
А. знаний; Б. времени; В. Желания; Г. Решал нормально.
3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей
на уроке?
А. одноклассники; Б. учитель; В. Учебник.
Закрыли тетради. Передаём мне на проверку. Каждый из вас
получит оценку за этот урок.
Кто был сегодня у доски, и самые активные ребята получают
оценки
В дневниках запишите домашнее задание
Сегодня все было в ваших руках, вы применяли математику в
решении задач из жизни на Арифметическую прогрессию
Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый
следующий день её время увеличивают на 10 мин. Сколько дней
следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы
достичь максимальной продолжительности подготовки, не
влияющей на здоровье подростка, 1час 45минут?
Решение: Из условия задачи следует, что:a1=15; aп=105,
d=10. Используя формулу п члена арифметической прогрессии
найдем количество дней для подготовки к экзамену: аn=а1+d(n
1); 105=15+10(n1); 10п=100; п=10. Ответ: 10 дней.
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Презентация и разработка урока на тему "Арифметическая прогрессия" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.