Все дети от природы имеют
предрасположение,
стремление к знанию,
всех их можно учить. Аристотель
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше
без помощи учителя.
Хаббард.
24 декабря 2013 года Правительством РФ была утверждена новая концепция
развития математического образования, в которой декларируется, что в
базовых математических знаниях всех школьников будут отсутствовать
пробелы.
Цель концепции – сделать российское математическое образование
лидирующим в мире, а среди задач упоминаются модернизация учебных
программ, повышение профессионализма преподавателей и формирование у
учеников и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей».
В средней школе, утверждается в документе, все ученики должны иметь
возможность получить уровень знаний по математике, необходимый для
жизни в обществе. Кроме того, их нужно обеспечить интеллектуальной
деятельностью на доступном уровне, «используя присущую математике
красоту и увлекательность». Наконец, в России должно быть
достаточно выпускников, способных преподавать
математику или заниматься наукой.
Теорема: нет неспособных к математике детей
Дано:
9 класс
Группы «А», «В», «С»
«А» ≤ «3»;
«3»≤ «В» ≤ «4»;
«С» ≥ «4»
«А
»
«В
»
3
4
«С»
Доказать:
нет неспособных к математике детей
Доказательство:
Для доказательства используем аксиому:
Поставь над собой сто учителей они окажутся бессильными,
Поставь над собой сто учителей они окажутся бессильными,
если ты не можешь сам заставить себя
если ты не можешь сам заставить себя
и сам требовать от себя
и сам требовать от себя
1) Разбив класс на три группы, разработаем план подготовки к итоговой
аттестации для всех групп.
Рассмотрев итоги входного контроля, докажем: «я знаю, что ничего не знаю».
Создаем совместно с детьми Справочник по алгебре с образцом выполнения
заданий по всем темам с опережением изучаемого материала, применяя разные
способы решения задания; обеспечиваем каждого ученика необходимыми
пособиями: Справочник по геометрии «Планиметрия», «3000 задач с ответами
по математике; «Математика. Геометрия. Подготовка к ГИА». Проводим
консультации два раза в неделю со всем классом и ежедневно индивидуальные до
и после уроков; местные ребята имеют возможность дополнительных занятий
в субботу.
Работаем с каждой группой:
Группа «А» решает по темам задания из Сборника, проверяет ответы, вместе с
учителем разбирает ошибки; на консультациях учится проговаривать то, что
выполняет, подробно записывая решение.
Группа «В» решает несколько заданий по темам, если все понятно и сходится с
ответом, идут дальше.
Группа «С» просматривает задания, решает те, в которых не уверена, при
неправильном ответе разбирает его с учителем; при этом решение заданий
второй части поощряется оценкой «5».
На первом этапе доказательства теоремы больше внимания уделяем алгебре и
группе «А»
мотивируем учащихся класса на получение знаний; доказали
группе «А», что при усиленной подготовке есть еще возможность сдать
экзамен .
Индивидуальный план подготовки к итоговой аттестации учащихся группы «А»
Проблемы: Х. – плохо знает таблицу сложения и умножения, имеет большие проблемы в знаниях по алгебре (не
знает формул и правил, формул сокращенного умножения, действий со степенями, не понимает зависимостей между
величинами при решении задач), не имеет знаний по геометрии.
Y. – имеет большие пробелы по алгебре (таблица умножения, порядок действий, действия с дробными и целыми
числами, не решает задачи из раздела «Реальная математика); по геометрии не знает свойств фигур.
Z. – не знает таблицы сложения и умножения, действия с целыми и дробными числами, формул сокращенного
умножения, правил раскрытия скобок, переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, решения уравнений первой
и второй степени, построения графиков, решения неравенств; знаний по геометрии нет
Работа учителя по подготовке к итоговой аттестации с данными учащимися:
1.Оказывать помощь в исправлении ошибок при выполнении домашнего задания
2.Обеспечить учащихся справочной литературой, заданиями для подготовки к итоговой аттестации
3. Проводить ежедневно индивидуальные консультации с учащимися.
4. Дифференцировать работу данных учащихся на занятиях элективного курса «Избранные вопросы математики»
5. Проводить классные консультации: среда – алгебра; вторник – геометрия.
6. Особое внимание уделить подготовке по геометрии (работе с чертежами, применение свойств фигур и формул на
практике)
7.Добиваться заучивания учащимися таблицы умножения; правил действий с целыми и дробными числами, переноса
слагаемых из одной части уравнения в другую, раскрытия скобок; формул сокращенного умножения; узнавания и
построения треугольников, видов четырехугольников; осознания и применения простейших свойств геометрических
фигур.
8. При выполнении большинства контрольных работ и тренировочных экзаменационных работ в течение четверти на
«2», выставить за четверть «2», т.к. без огромных стараний и усилий со стороны данных учеников не будет позитивных
сдвигов в их учебе.
9. Своевременно информировать учащихся, их родителей, классного руководителя, администрацию школы об учебе
данных учащихся
10. Объяснять индивидуально материал предмета, который данные учащиеся пропустили по уважительной причине.
2). Так как «Нельзя понять мир, не зная геометрии», то
настраиваемся на решение геометрических задач, повторяя материал
с 7 класса, с постоянным обращением к справочнику; разбираем
геометрические задания из II части, показывая грамотную запись
решения и требуем верного оформления с учеников; учимся работе с
чертежом, считая, что правильный чертеж – это половина решения
задачи.
группа «С» заканчивает работу со Сборником. Группы «В» и «А»
продолжают решать Сборник, записывая решение подробно, чтобы
можно было найти слабое место; учимся выполнять проверку
полученных результатов.
При этом,
В декабре начинаем решать работы из «36 вариантов»: группа
«А» прорешивает задания I части, чтобы определить место ошибки;
группы «В» и «С» I часть решают на черновике, записывая ответ в
таблицу, но обязаны попытаться разобраться в задачах II части,
которые затем разбираются и снова самостоятельные решения
поощряются оценкой «5».
Учимся контролировать время выполнения заданий, перед
записью ответа снова читать вопрос.
учимся через геометрию познавать мир
математики
Рассматриваем разные способы решения задачи, показывая красоту и
простоту рассуждений в математике.
Площадь одной клетки равна 1. Найти
площадь фигуры, изображенной на рисунке.
Задача решается многими способами.
1). Достроим фигуру до прямоугольника.
Найдем его площадь и вычтем из нее
площади двух прямоугольных
треугольников
S = 6 х 7 ½ (7 х 2) ½ (1 х 4) = 42 – 7 – 2 = 33
2). Раздели фигуру на прямоугольник и два прямоугольных треугольника. Получаем:
S = 6 х 4 +½ (7 х 2) + ½ (4 х 1) = 24 + 7 + 2 = 33
3). Для вычисления площади фигуры можно использовать формулу Пика:
S = В + ½ Г – 1; S = 27 + 7 – 1 = 33
4). Воспользуемся вычисление площади фигуры с помощью палетки: S = количество
полных клеток складываем с половиной неполных. S = 27 + 6 = 33.
5) …
научились, используя разные способы,
решать и проверять решение задачи
3). Так как «слеп физик без математики», то на уроках физики идет работа с
графиками, формулами, рассматриваются приемы быстрого счета, записи
чисел в стандартном виде. Участвуем всем классом в двух турах интернет
проекта «Удивительный мир физики».
Не забываем
математику
участвуем в
международном
дистанционном
блиц – турнире по
математике
проекта «Новый
урок», или в
«Кенгуру –
выпускникам»
4). Так как «нельзя изучить математику, наблюдая, как это делает сосед», то
начинаем решать задания самостоятельно, объяснять решение другим:
работаем в парах и группах.
Группы «В» и «С» решают самостоятельно задания второй части, учитывая
ошибки предыдущих решений.
Группа «А» решает подробно задания первой части Сборника 36 заданий, часто с
опережением.
Продолжаем жесткий контроль за временем выполнения заданий: группы «В»
«С» должны за урок успевать выполнить I часть.
Убеждаемся, что прав был Эдисон: «Гений состоит из 1%
вдохновения и 99 % потения» и учимся преодолевать трудности и собственную
лень; у некоторых учеников появилось желание перейти из группы «В» в «А», но
это уже невозможно.
Дается шанс на получение хорошей оценки в аттестат при выставлении
четвертных оценок – это дополнительный стимул для желания учиться, т.к.
как говорил Саади: «Ученик, который учится без желания, —
это птица без крыльев».
у всех ребят сформирована ответственность за подготовку к
экзамену, ко всем приходит понимание, что работать,
Продолжаем использовать ресурсы Интернет
Обращаемся за информацией к первоисточникам
www.fipi.ru
Официальный сайт Федерального института
педагогических измерений (ФИПИ)
Открытый банк заданий ГИА: http://mathgia.ru:8080/or/gia12/,
Используем интернетресурсы: 1.Российский образовательный
портал www.school.edu.ru
2.Московский институт открытого образования (МИОО)
www.mioo.ru
3.Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий
www.mathgia.ru
4. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
5. Обучающая система Дмитрия Гущина «СДАМ ГИА» и др.
Знаем все изменения проведения экзамена
и видим разнообразие заданий
Как говорил Леонардо да Винчи: «Если запастись терпением и проявить
старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы».
Поэтому продолжаем разбор заданий II части с группами «В» и «С», но чаще
не целиком, а фрагмент задачи. Особое внимание уделяем неуверенным,
слабоуспевающим учащимся из группы «А», создаем для них ситуации успеха.
Учимся самоконтролю результатов решения; сдав работу, знаем количество
набранных баллов.
Отрабатываем усвоение большого по объему и разнообразного по содержанию
материала, работая в парах, индивидуально и фронтально.
И помним, что подготовка к ОГЭ, помимо собственно обучения математике
и развитию умений и навыков, должна обязательно включать в себя
следующие аспекты:
ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий с развернутым
ответом;
отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе
развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на
выполнение конкретного задания;
ознакомление с критериями оценивания заданий с развернутым ответом,
объяснение предъявляемых требований;
отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим
анализом и самоанализом.
убедились, что терпенье и труд все перетрут, и, уверенные в
своих знаниях, настраиваемся на хорошие результаты на экзамене.
Так как всё познается в сравнении, то результаты работ каждого ученика
заносились в таблицу, сравнивались с предыдущими, строилась гистограмма
успеха и анализировался персональный результат.